Теория эволюции поставила крест на страшилищах из кунсткамер
|
Сегодня Чарльза Дарвина уже не помнят как великого охотника на «монстров». Между тем в викторианскую эпоху это было одним из главных занятий палеонтологов и геологов. В XVIII–XIX вв. ни одна уважающая себя коллекция не обходилась без животных и людей с гротескными анатомическими деформациями. Натуралисты не видели ничего постыдного в том, чтобы наряду с серьёзными исследованиями заниматься поиском и описанием этих чудовищ. |
Английский натуралист Роберт Плот (1640–1696) так формулировал эту философию в «Естественной истории Оксфордшира»: «Я рассмотрю, во-первых, Вещи Природы — такие, которые она либо сохраняла в неизменном виде с самого начала, либо свободно произвела своим обычным порядком: Животные, Растения и всеобщую обстановку мира. Во-вторых, её изъяны и сумасбродства, порождённые либо Избытком Материи, либо Сопротивлением Препятствий, то есть Чудовища. А потом, наконец, то, как она сдерживается, принуждается, формируется и определяется Искусственными Действиями». |
Поскольку даже «чудовища» считались частью природы, натуралисты пытались истолковать их точное место в естественном порядке. |
Зоолог Этьен Жоффруа Сент-Илер (1772–1844), изучая «уродов» (сегодня это называется тератологией) под влиянием идеи Ламарка об изменяемых видах, признал, что биологическое развитие даже таких аномалий следует определённым правилам: «Чудовища не шутки природы; их устройство подчинено правилам, строго определено законами, и эти правила, эти законы те же, что управляют семействами животных; в мире чудовища — точно такие же нормальные существа; или, вернее, чудовищ нет, природа есть одно целое». |
Для Сент-Илера животные и люди с врождёнными дефектами (например, недостающими частями тела) были всего лишь повторением более примитивной (вероятно, рыбообразной) стадии эволюции. |
В викторианской Англии публичные выставки монстров были большим бизнесом. Самыми популярными экспонатами любого фрик-шоу были классические русалки другие полулюди-полуживотные. Увы, модель постепенной эволюции Дарвина показала, что это невозможные с научной точки зрения химеры. |
Реклама выставки в Американском музее в 1860 году: «Что это? Низшая ступень эволюции человека или более высокая ступень развития обезьяны?» Утверждалось, что сие действительно существует. |
Сам Дарвин поначалу рассматривал возможность прерывистого видообразования и признавал, что люди с врождёнными дефектами могут существенно отличаться от общего архетипа. Однако в работе «Изменение животных и растений при доместикации» он отмечал, что деформированные вариации видов, которые демонстрировались на выставках уродов, наименее пригодны к выживанию. В конце концов, он пришёл к мысли о том, что в ходе естественного отбора и прочих актов эволюции происходят малозаметные, очень постепенные изменения анатомии. |
Хотя Дарвин «убил» многих чудовищ, он также создал новых. Поскольку теория общего предка говорит о том, что люди и обезьяны восходят к какому-то одному существу, возникло представление об обезьяночеловеке — «недостающем звене». Этот термин популяризовал геолог Чарльз Лайель, мысливший эволюцию в виде scala naturae, то есть непрерывной цепочки существ, возникающих одно из другого. С тех пор фрик-шоу считалось неполным, если там не было человекообразной обезьяны, мартышки или настоящего «дикаря», то есть аборигена европейских колоний. |
Представление об обезьяночеловеке живо до сих пор. Для серьёзного исследования гипотетический снежный человек может быть только случайно выжившим гигантопитеком (которые вообще-то считаются вымершими), и только для обывателя йети, или оранг-пендек, — свидетельство ранней стадии человеческой эволюции, то есть классическая химера, смесь обезьяны и человека, хотя ещё Дарвин предупреждал, что переходные формы вовсе не обязательно представляли собой смешение черт современных животных... |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|