Русская тарелка инженера Щукина
|
«Новые Известия» продолжают публикацию субъективного взгляда фоторепортеров газеты на «Объективную историю» нашей страны. В своем очередном фотовоспоминании Владимир МАШАТИН рассказывает о загадочной летающей «русской тарелке», которая в лихие 90-е могла бы изменить все наши представления о воздухоплавании, если бы от безденежья не затерялась в цехах Саратовского авиазавода. |
Двадцать лет назад, в конце июня 1993 года, Александр Ермишин, генеральный директор Саратовского авиационного завода, пригласил журналистов центральных СМИ на презентацию эскизного проекта нового пассажирского самолета Як-242. Журналистский опыт подсказывал мне, тогда фотокорреспонденту газеты «Известия», что надо обязательно соглашаться. Такие пресс-конференции – с показом картинок несуществующих самолетов, городов и олимпийских объектов – быстро заканчивались, и журналистская братия приступала к главному пункту меню любой презентации – фуршету. Прекрасный обед плавно переходил в обильный ужин, завершавшийся, как правило, погрузкой размякших тел в самолет. Поди, плохо! |
Саратовский авиазавод (САЗ) в 90-е годы представлял собой внушительный конгломерат цехов по сборке самолетов, собственного аэропорта, предприятий ЖКХ, заводской больницы, дворца культуры, пионерских лагерей и даже крупного совхоза. САЗ начал функционировать в 1931 году как производитель сельхозтехники и только перед Великой Отечественной был перепрофилирован в самолетостроительный завод. Спустя некоторое время в народе появились анекдоты и частушки про мирный советский трактор, оснащенный ядерным реактором и ракетным оружием. Можно вспомнить шутки про комбайны с вертикальным взлетом, но факт остается фактом: авиазавод с сельскохозяйственным прошлым перешел к серийному производству штурмовиков палубного базирования Як-38 и созданию вершины советских «вертикалок» – самолету Як-141. Под занавес Страны Советов завод сосредоточился на выпуске гражданских самолетов Як-40 и Як-42. Военный компонент производства свелся к сборке крылатых ракет. |
Завершая рассказ об истории авиазавода, молодой гендиректор случайно обмолвился о том, что на стапелях в секретном цеху стоит 9-тонная «летающая тарелка», готовая к покорению неба. |
Я понял, что летел в Саратов не зря. Мои уговоры и отказ от фуршета сделали свое дело! В конце концов Александр Ермишин попросил у меня час времени на подготовку к съемке «русской тарелки» – необходимо было зачехлить крылатые ракеты, соседствовавшие с НЛО земного происхождения. |
Войдя в просторный цех, я увидел огромную выпуклую линзу канареечного цвета, похожую на гигантскую металлическую «кепку» с короткими крыльями. Это был 9-тонный «ЭКИП» – детище Льва Николаевича Щукина, советского засекреченного инженера, авиационного и ракетного Кулибина. Аппарат инженера Щукина был задуман с учетом всех мыслимых и даже немыслимых законов воздухоплавания, он, казалось, воплощал в себе самые сумасбродные пожелания создателя. |
Название «ЭКИП» расшифровывалось как «экология и прогресс». Официально «ЭКИП» – это скоростной многофункциональный транспорт с вертикальным взлетом и посадкой, построенный по принципу «летающего крыла» и относившийся к классу экранолетов. Полный вес аппарата варьировался от 9 до 600 тонн! Высота полета – от 3 метров до 12 километров. Дальность – любая, хоть несколько кругосветных путешествий при скорости 700 км в час! |
Взлетать русский опознанный летающий объект должен был при скромной скорости в 95 км в час. Для взлета и посадки ему не нужны были шасси – это судно было на воздушной подушке. «ЭКИП» также не нуждался в многокилометровых дорожках-аэродромах – максимальный разбег «тарелки» составлял 500 метров. В конструкции летательного аппарата использовались уникальные двигатели, способные работать и на керосине, и на водороде. При отключении всех (!) маршевых двигателей «летающая тарелка» способна была совершить безаварийную посадку на любой грунт, болото или воду лишь при одном работающем вспомогательном моторе. Фантастика! |
Подъемная сила «ЭКИПа» создавалась всем корпусом аппарата за счет крыловидного профиля фюзеляжа. И чем больше была площадь крыла-фюзеляжа, тем большая подъемная сила обеспечивала полет «тарелки». Сконструировав это дискообразное «толстое крыло», Лев Щукин сумел решить главную проблему обтекаемости таких летательных аппаратов, в которых над выпуклым верхом «линзы» воздушные потоки проносились в разы быстрее, чем под ее плоским основанием. В этом случае возникали беспорядочные завихрения на границе разноскоростных воздушных течений, которые опрокидывали летательный аппарат. Гениальный конструктор Щукин придумал систему управления пограничным слоем и устройство нейтрализации поперечных вихрей путем «всасывания» их внутрь крыла специальными вентиляторами. |
Русскую летающую тарелку готовили к большому будущему. Щукин прочил ей как мирные, так и военные специальности. Лев Николаевич надеялся на финансовую поддержку российского бизнеса, поэтому разработал конструкцию «VIP-ЭКИП», которую и продемонстрировал нам в Саратове. Эта аэромаршрутка для 20 богатых «тарелочников» могла стартовать прямо с поверхности Москвы-реки на какой-нибудь экономический форум в Питере и мягко приводниться в центре города на Неве. Личные «ЭКИПы» для бизнесменов стоили бы не дороже «Мерседесов». Аппараты самого большого размера превратились у Щукина в летающие города с тысячами жителей-пассажиров. |
По замыслу Льва Николаевича, интерес к необычному воздушному судну должны были в первую очередь проявить военные, пожарные и медики, раз такая «штуковина» позволяла перемещать в пространстве с самолетной скоростью крупногабаритные грузы в 100 тонн практически на неограниченные расстояния. |
Испытания радиоуправляемой модели «ЭКИПа», оснащенной щукинским «нейтрализатором», показали неплохие летные качества. В 1994 году аппарат весом в 120 кг и размером около полутора метров в диаметре поднялся с территории Саратовского авиазавода. Его полет сопровождался аплодисментами немногочисленных свидетелей этого чуда. Казалось, еще немного – и коллектив авторов может приступать к созданию уже не моделей, а реальных машин. Но... |
В итоге все уперлось, как всегда, в финансирование. И президент Ельцин с горящими глазами поручал правительству вписать отдельной строчкой расходы на «ЭКИП» в российский бюджет, и московский мэр Лужков всерьез обещал конструктору решить проблему столичных пробок городскими летающими тарелками. Однако все выделенные на «ЭКИП» деньги съела инфляция и, наверное, еще кто-то… |
В начале 90-х «русская тарелка» инженера Щукина опередила развитие мировой авиации лет на двадцать. Американские летные эксперты подтвердили, что технологии концерна «ЭКИП» позволяют создать целый класс летательных аппаратов, которые человечество не может себе и представить! А предполагаемый рынок «русских тарелок» класса «ЭКИП» в США оценивался в 3 млрд. долларов. |
Инженер Лев Николаевич Щукин так и умер, не дождавшись своего звездного часа. В 2001 году семидесятилетнему профессору стало плохо за рулем. Он притормозил у обочины и успел попросить помощи у гаишников города Королева, стоявших в кустах. Они были отзывчивыми мужиками, но в «скорую» позвонили слишком поздно… |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|