Загадки дома №23 по Тверскому бульвару пытается разгадать уже не одно поколение историков
Особняк долго переходил от одной знатной фамилии к другой и стал хранилищем редчайших росписей и истории сразу двух театров. Сегодня здание, где теперь располагается театр имени Пушкина, ждёт масштабная реставрация, которая должна приоткрыть тайны уникального дома.
До сих пор доподлинно неизвестно, даже когда этот особняк появился на свет. В купчей XVIII века его уже записали "каменными старыми палатами". Поэтому однозначно можно сказать только то, что это одно из первых зданий на Тверском бульваре. Дом рос вместе с Москвой, обретая новые флигели. И чуть не исчез в огне пожара, охватившего город в 1812 году.
"Это одна из немногих сохранившихся росписей допожарной Москвы. То есть до пожара 1812 года в Москве большинство потолков были расписными", - рассказывает заведующая литературной частью театра им.А.С.Пушкина Ольга Андрейкина.
Особняк переходил от одной знатной фамилии к другой. Здесь жили и Вяземские, и Дмитриевы-Мамоновы, и Кологривовы.
- Это же дверь? Куда она ведёт?
- Вы знаете, куда ведут эти двери, никто уже сейчас вам не скажет. Никто не знает, куда они вели. Видимо, они вели в какие-то другие комнаты, - полагает Ольга Андрейкина.
В начале XX века загадочный особняк привлёк внимание режиссёра Александра Таирова, который решил устроить свой театр именно здесь. Уговаривать хозяев не пришлось – они как раз искали арендатора. Таиров привёз сюда не только театр, но и поселился сам вместе с женой, актрисой Алисой Коонен.
"Здесь была шикарная дверь, на которой висел почтовый ящик. Она часто выходила, брала газеты. Я с ней так и познакомился", - вспоминает заслуженный артист России Владимир Григорьев.
"Этот стол сначала, видимо, стоял в замке Наполеона или принадлежал кому-то из его приближённых. Потому Александр Яковлевич Таиров собирал вещи, принадлежащие Наполеону", - продолжает Ольга Андрейкина.
Камерный театр Таирова гремел на весь мир. Сюда даже приезжал немецкий драматург Бертольд Брехт – посмотреть постановку своей "Трёхгрошовой оперы". Чуть позже в том числе и за этот спектакль режиссёра объявят космополитом.
В этом зале в 1949 году и закончился Камерный театр. Здесь на общем собрании труппы было решено: основатель театра режиссёр Александр Таиров страшно далёк от народа – сплошное "эстетство и формализм". Эта формулировка была спущена с самого верха. Против неё не решился проголосовать ни один актёр. По легенде, жена Таирова после такого бесславного финала прокляла эту сцену. Дух Алисы Коонен якобы до сих пор бродит по коридорам особняка и пугает актёров и припозднившихся зрителей.
"Я не могу сказать, что я чувствую что-то негативное. Если у нас и живёт привидение, то довольно симпатичное. Я думаю, что старинное такое, в кружевах, в шляпе", - считает Ольга Андрейкина.
С 1950-го года эта сцена принадлежит Театру имени Пушкина. Точно известно, что сам Александр Сергеевич в особняке никогда не бывал, но любил гулять по бульвару возле этого дома. В театре до сих пор все зеркала – из квартиры Таирова и Коонен. Актёры перед спектаклем распеваются возле рояля XIX века.
Возможно, скоро особняк приоткроет часть своих тайн: уже в следующем году здесь начнётся масштабная реставрация.