Что происходит с нашим интеллектом
|
И снова старый вопрос: человечество умнеет или глупеет? |
Кажется, и то, и другое сразу. Новое исследование показало, что, хотя показатель IQ растёт с поразительной скоростью, стоящий за ним генетический потенциал может идти на спад, и представитель викторианской эпохи побил бы нашего современника в интеллектуальной схватке. |
Бесспорным этот вывод назвать нельзя, ведь доподлинно неизвестно, действительно ли использованные методы измерения изобличают уровень интеллекта. И потом, ум — понятие сложное: то, из-за чего можно считать умным обитателя африканской саванны, никак не пригодится в финансовых центрах Гонконга. |
«Нельзя однозначно сказать, умнеем мы или глупеем, — говорит ведущий автор Майкл Вудли из Университета Умео (Швеция). — Составные части интеллекта меняются по-разному». |
Может показаться очевидным, что мир стал умнее: смартфоны, операции по пересадке сердца, понимание связи между микроорганизмами и болезнями... |
Кроме того, есть эффект Флинна, названный в честь исследователя интеллекта Джеймса Флинна, почётного профессора Университета Отаго (Новая Зеландия). Поскольку тесты на IQ (коэффициент умственного развития) за последние сто лет несколько раз пересматривались и калибровались, для выявления эффекта Флинна учёные предлагают добровольцам проходить тесты прежних поколений. Г-н Флинн и его коллеги обнаружили, что по всему миру новые поколения набирают больше баллов в старых тестах, чем те, для кого их создавали. |
Причём рост немаленький: в среднем за десятилетие IQ человечества подскакивает примерно на три пункта (с географическими вариациями, естественно). |
Г-н Флинн и многие другие исследователи подозревают, что растущие показатели IQ отражают улучшение условий жизни. На IQ влияют не только наследственность, но и окружающая среда: дайте молодым людям возможность получить образование, и их IQ повысится. Здоровое питание, больше учёбы, больше стимулов быть умным — вот вам и объяснение эффекта Флинна. |
Благодаря образованию современные люди и мыслят по-другому. Спросите кого-нибудь из XIX века о том, как связаны собака и заяц, и вам ответят, исходя из простого жизненного опыта: «Собака охотится на зайца». Сейчас люди приучены думать более абстрактно, и большинство, скорее всего, укажет на то, что и собака, и заяц млекопитающие. «По-видимому, привычка к такого рода эвристике и привела к тому, что современные люди по-иному подходят к тестам на IQ», — считает г-н Вудли. |
Тем не менее есть исследователи, которые считают, что всё это обман, а человечество становится глупее. |
В ноябре 2012 года Джеральд Крабтри из Медицинской школы Стэнфордского университета (США) опубликовал две статьи в журнале Trends in Genetics, где попытался доказать, что своего пика человеческий интеллект достиг 2–6 тыс. лет назад. |
Г-н Крабтри отталкивался от данных генетики. По его оценке, умственные способности человека зависят от 2–5 тыс. генов. По скорости, с какой накапливаются генетические мутации, он вычислил, что в пределах последних 3 тыс. лет всё человечество приобрело по крайней мере две мутации, пагубные для «генов интеллекта» (и получит ещё пару в следующие три тысячи лет). Не каждая мутация наносит вред, ведь гены «ходят» парами, и слабости, приобретённые в результате мутации одного гена, могут компенсироваться здоровой частью пары, писал г-н Крабтри, но его расчёты показали, что наш ум не такой уж стойкий, как может показаться. |
Кроме того, по словам учёного, сегодня интеллект уже не играет той важной эволюционной роли, как во времена охотников и собирателей. Тысячи лет назад неспособность понять аэродинамику копья означала, что ты попадёшь на обед льву и не сможешь передать свой набор генов потомкам. А теперешние люди очень редко рискуют жизнью, проходя тест на интеллект. |
Другая теория гласит, что генетическая база интеллекта находится в упадке из-за дисгенического размножения людей. Исследования показали, что начиная с середины XIX века IQ и размножение коррелируют негативно: чем умнее человек, тем меньше у него детей. Поскольку ум отчасти зависит от генетики, некоторые специалисты считают, что IQ человечества должен снижаться. |
Но в действительности показатели растут, и этот парадокс теории дисгеническго размножения попытались объяснить г-н Вудли и его коллеги. |
Для изучения интеллекта в исторической перспективе исследователи обратились не к тестам на IQ, а к скорости реакции, которая, по словам г-на Вудли, коррелирует с IQ и не так чувствительна к культурным факторам, как IQ-проверки. Имеется в виду простая вещь: количество времени, требуемое для реакции на раздражитель, отражает эффективность самого элементарного когнитивного механизма. |
В 1880-х гг. английский учёный сэр Фрэнсис Гальтон измерил скорость реакции 2 522 молодых людей и 888 девушек с очень разным общественно-экономическим статусом. Средний показатель первых равнялся 183 мс, вторых — 187 мс. (Гальтон проводил этот эксперимент как пионер евгеники, то есть теории о том, что размножаться должны только «лучшие». В начале XX века идеи Гальтона нравились очень многим высокопоставленным лицам, в особенности Адольфу Гитлеру, мечтавшему о «расе господ» — арийцев.) |
После 1941 года было проведено двенадцать аналогичных исследований, и они дали совершенно другие результаты: 250 и 277 мс соответственно. Обзор этих экспериментов был опубликован в 2010 году в American Journal of Psychology. |
Г-н Вудли и его коллеги расширили ту работу, раздобыв дополнительную информацию и сопоставив старые и новые исследования, дабы быть уверенными, что измерялись одни и те же вещи. |
Несмотря на то что с 1880-х годов хронометры стали намного лучше, г-н Вудли уверен в точности измерений Гальтона. Он пользовался маятниковыми механизмами, погрешность которых, по словам г-на Вудли, не превышает 10 мс. |
Данные Гальтона к тому же распределены так, как нужно: например, группы с относительно высоким показателем инбридинга демонстрировали плохие результаты. |
Итогом стало подтверждение выводов, сделанных в 2010 году: скорость реакции снижается, то есть самые стабильные, генетически обусловленные элементы интеллекта портятся. |
Это говорит о том, что хотя показатели IQ растут с повсеместным распространением образования и повышением качества медицинской помощи, способность человека быть умным снижается. По словам г-на Вудли, эффект Флинна прячется, словно тёмная материя, по ту сторону IQ-тестов. Если воспользоваться сельскохозяйственной аналогией, семена становятся хуже, но качество удобрений растёт. |
Почему же генетически мы глупеем? Возможных причин масса — от нейротоксинов до естественного отбора. |
Но далеко не все учёные готовы принять такую точку зрения. «Если подытожить сто лет исследований, можно заметить надёжную корреляцию между измерением скорости реакции и измерением IQ, но последовательность таких корреляций чересчур коротка, чтобы они позволяли первым объяснять последнее», — говорит психолог Теодор Нетлбек из Аделаидского университета (Австралия). |
Иными словами, судить об IQ по скорости реакции — выдавать желаемое за действительное. В лучшем случае скорость реакции на сложные раздражители может объяснить около 20–25% вариативности IQ, а простая реакция — и того меньше. |
Г-н Нетлбек опасается также, что итоги непохожих экспериментов сравнивались некорректно. «Разница заключалась не только в технологиях измерения времени, которые и впрямь могли не повлиять на результат, но и в многочисленных процедурных нюансах: количестве участников (отсюда разная степень доверия к средним показателям), особенностях их инструктирования, природе стимулов, формах реакций — всё это могло повлиять на скорость отклика», — подчёркивает специалист. |
Скорость реакции к тому же сложно интерпретировать, отмечает Джеймс Флинн. «У глупца и умного пиковая скорость реакции совпадает», — говорит он. Разница между ними заключается в том, что человек с низким IQ быстрее теряет концентрацию, и потому его показатели на протяжении эксперимента будут варьироваться сильнее, чем у участника с более высоким коэффициентом интеллекта. |
И здесь возникает вопрос о том, что в действительности измеряется: интеллект или способность сохранять внимательность некоторое время? |
Есть и другие факторы, добавляет г-н Флинн. Например, гонконгские школьники намного быстрее в тестах на реакцию, чем британские сверстники. Можно сказать, что гонконгцы умнее, а можно интерпретировать результаты по-другому: китайцы чаще рискуют. |
Но даже если г-н Вудли и его коллеги правы, это ещё не значит, что наш вид обречён на вырождение. По словам г-на Флинна, Норвегия и Швеция представляют собой исключения из правила, гласящего, что у менее образованных людей со сравнительно низким IQ больше детей. А повсеместное увеличение коэффициента говорит о том, что культурные факторы пока справляются с оскудением генетической базы интеллекта. |
«Видимо, с генами далеко не всё ясно», — подчёркивает г-н Флинн. |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|