Среди нечисти наиболее популярными являются образы оборотней, вампиров
|
Среди нечисти, наводящей ужас на людей испокон веков, наиболее популярными являются образы оборотней, вампиров и их производные. Однако если эти кошмарные существа предстают перед людьми кровожадными монстрами, тем не менее их поведением руководят собственные помыслы и инстинкты. В то же время некоторые народы испокон веков верят в существование нежити, которая способна лишь к выполнению приказов заколдовавшего её мага. Такие сущности получили название зомби. |
Впервые термин зомби был упомянут в 1810 в книге под названием «История Бразилии», автором которой являлся Роберт Саути. Однако там ничего не говорилось об оживших мертвецах, и название зомби принадлежало одному из божеств, которому поклонялись жители Западной Африки. |
До конца не выяснено, каким образом понятие зомби стало ассоциироваться именно с восставшими покойниками. Согласно одной догадке лингвистов, слово «жамби» с индийского переводится как «привидение», а другой вариант относится к африканскому языку банту, где «нзамби» означает «душа мертвеца». Жители Антильских островов и западной части Африки верят в то, что некоторые колдуны способны неким способом оживить умершего человека, после чего он становится покорным рабом колдуна. |
Хотя магия вуду сразу ассоциируется с зомби, известно, что это слово попало в обиход гаитянских жителей в начале XVIII века после того, как с территории современных Бенина и Нигерии на Гаити начали вывозиться чернокожие рабы. |
Ожившие безвольные мертвецы заинтересовали общественность после выхода в свет в 1929 году книги Вильяма Сибрука «Остров магии». Сам автор работал репортёром в известной газете «Нью-Йорк Таймс», и некоторое время лично жил на Гаити у колдуньи вуду Маман Сели. Сибруку удалось присутствовать на многих из обрядов, и поэтому один из разделов книги посвящён магии, а именно зомбированию, где говорится о том, что для работы на плантациях сахарного тростника использовались…мертвецы. Сам автор книги тоже видел подобное существо, и особенно поразили его глаза зомби – пустые и абсолютно безжизненные. По словам Сибрука, это было страшное зрелище. |
Хотя Сибрук и познакомил европейских читателей с новым для них понятием зомби, как оказалось, многие народы ещё тысячи лет тому верили, что умершие люди могут ожить, и поэтому всячески препятствовали их «воскрешению». |
Например, в Ирландии археологами были найдены два мужских скелета, из захоронения приблизительно 8-го столетия. Специалисты определили, что один из них умер в возрасте приблизительно 40-60 лет, а второй в 20-30 лет. Но в рот каждого из этих скелетов был вложен камень, что означало настороженное отношение к этим, возможно даже убитым людям. |
По старинным поверьям, камни в рот клали тем покойникам, которые могли после смерти вновь вернуться к живым, и камень во рту в таком случае играл роль преграды, через которую душа умершего или злой дух не могли проникнуть обратно в тело. Обычно таким образом поступали с вампирами, но легенды о вампирах появились только семь столетий спустя, и скорее всего хоронившие этих мужчин люди боялись, что они могут стать зомби. |
Шаманы Севера и Центральной и Восточной Азии тоже знали о способах превратить людей в своих послушных рабов, и ханты, нанайцы, ненцы и другие северные народы в своих легендах упоминали о некоем ужасном существе называемом «хет», которое являлось восставшим из могилы человеком без сердца. |
В северомонгольских летописях X-XII вв. упоминается о том, что племена древних скифов использовали в боях «людей без души», ужасных своим видом и не знающих жалости. Такие полулюди назывались кадиле, и отношение к ним скифов тоже было очень жестоким. |
А племена на юге Тувы ещё в начале прошлого века вынимали из груди умерших сородичей сердце, чтобы те не стали слугами «чёрного шамана». |
Михаил Семёнович Некрасов, этнограф и исследователь из Томска описывал странного вида человека, которого он встретил в 1905 году. Этот человек прислуживал тунгусскому шаману Сазыргелю, причём слуга понимал своего хозяина по одному лишь взгляду. Внешность человека не позволяла определить его возраст, а лицо его было сморщенным и покрытым мелкими трещинами, наподобие разлезшейся на сапогах коже. На вопрос Некрасова, что это за человек, Сазыргель ответил ему, что этого недостойного отдали духам великого шамана… |
Интересный факт поведал Дмитрий Караваев, врач из Иркутска, который в 1924-1929 году работал в камчатском посёлке Пала-На. Однажды в благодарность за исцеление один из старейшин рода рассказал врачу о составе зелья, при помощи которого можно воскресить мёртвого человека. |
Жители Гаити и в наше время утверждают, что видели оживших покойников, и даже узнают в них своих родственников или знакомых. Однако в действительности это «ходячие трупы», без эмоций и желаний. |
Сам процесс превращения человека в зомби колдунами вуду держится в строгом секрете, и для приобретения себе такого слуги подходят только свежие трупы, которые не более нескольких дней пролежали в могиле. Поэтому спасающие своих усопших от такой участи родственники бетонируют могилы или дежурят около неё несколько дней, чтобы колдун не смог забрать душу покойного. |
Жители Гаити уверены, что причиной причинной оживления покойников является сильная магия и колдовство. Но специалисты, изучающие феномен появления зомби считают, что главную роль в процессе этого превращения человека в безвольную куклу является яд тетродотоксин, который содержит рыба-шар (он имеется также и у рыбы-фуго). Приготовленное колдуном снадобье с этим веществом подсыпается неугодному человеку, или просто тому, кто по физическим показателям годится для работы на поле. |
Вызываемый тетродотоксином паралич приводит к полному угнетению всех функций организма человека, и даже опытный врач не в силах отличить жертву зомбирования от покойника. Судя по всему, если в течение нескольких дней после погребения забрать такого человека из могилы, то его при помощи специальных снадобий и методик можно вернуть к жизни, но это уже будет существование на уровне рефлексов, поскольку способы вернуть «зомби» к полноценной жизни неизвестны. |
P.S. В дополнение к вышеописанному хотелось бы добавить, что и на данный момент используемые африканскими колдунами зелья неизученного состава обладают настолько мощным действием на нервную систему, что могут привести к полному её истощению и последующей гибели человека по непонятным причинам. Поэтому приезжающих на заработки в Африку людей предупреждают, что вступать в конфликты с местным населением, и принимать от них какие-либо угощения не рекомендуется. |
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|