Стоунхендж служил не только древним храмом, но и художественной галереей
|
09 октября 2012 года, 16:50 | Текст: Дмитрий Целиков |
Детальное лазерное сканирование всего памятника позволило обнаружить на пяти гигантских камнях 72 ранее неизвестных примера резьбы, относящихся к раннему бронзовому веку. |
Невооружённым глазом эти произведения доисторического искусства не увидишь. Скажем спасибо технологии, которая позволила проследить микротопографию поверхности 83 камней, собрав в общей сложности около 850 Гб информации. |
Кропотливый анализ этих данных, проведённый организацией «Английское наследие», выявил изображения, выгравированные путём удаления верхнего, выветренного слоя толщиной 1?3 мм. В 71 случае вырезан топор, и лишь однажды встречается нож. Светлые пятна некогда были хорошо видны на тёмной поверхности. |
Ранее, начиная с 1950-х годов, с помощью обыкновенной лупы удалось различить 46 изображений (тоже топоры и ножи). Лазерное сканирование заодно подтвердило и их существование. |
В результате Стоунхендж становится крупнейшей коллекцией первобытной наскальной живописи на юге Великобритании. Вероятно, это поможет специалистам наконец-то понять роль, которую играл этот величественный памятник. |
Известно, что основная часть монумента была возведена в середине III тысячелетия до н. э. Большинство экспертов согласны в том, что Стоунхендж в первую очередь служил центром поклонения солнцу, ибо камни выровнены в соответствии с положением светила в дни зимнего и летнего солнцестояния. Но как менялось отношение к Стоунхенджу на протяжении веков и какие ещё функции он мог выполнять, доподлинно неизвестно. |
С 1800 по 1500 год до н. э. окружающая местность наполнилась монументальными индивидуальными гробницами, а вблизи Стоунхенджа появились округлые ямы. Резьба, изображающая топоры и ножи образца бронзового века, относится именно к этой загадочной эпохе. Проще всего предположить, что всё это было связано с расширением или изменением религиозного назначения большого каменного круга. |
В индоевропейской традиции топоры зачастую связаны с божеством грозы, и кое-какие пережитки европейского фольклора указывают на то, что топоры, положенные лезвием вверх, использовались для защиты посевов, людей и их имущества от молний и ураганов. Действительно, все топоры Стоунхенджа изображены лезвием вверх, а ножи — остриём вниз. Возможно, тем самым резчики пытались заклясть божество бури. |
Исследователи обратили внимание и на то, что подавляющее большинство изображений находится на тех сторонах камней, которые обращены либо к могилам (напомним: они относятся к тому же периоду), либо к центру Стоунхенджа. Редкие свидетельства из других мест Британии говорят о том, что изображения топоров и ножей могут иметь погребальные ассоциации. |
То, что многие рисунки имеют одинаковые размеры, позволяет предположить, что доисторические резчики пользовались трафаретами, в роли которых, скорее всего, выступали реальные топоры. Если это так, то крупнейшее из изображений было создано с помощью топора длиной около 46 см. Он намного крупнее, чем те, что удалось обнаружить археологам. Скорее всего, столь большие экземпляры имели чисто ритуальное назначение. |
Лазерное исследование позволило также выявить, насколько тщательно обрабатывалась поверхность камней. Оказалось, Стоунхендж предназначался для того, чтобы на него смотрели преимущественно с северо-восточной стороны. Это соответствует предположениям археологов о том, что ритуальная процессия приближалась к нему именно таким образом. |
В то же время выяснилось, что один из камней ныне разрушенной юго-западной стороны был обработан с особым тщанием. Ему придали такую форму, чтобы участники церемонии могли видеть заходящее солнце в день зимнего солнцестояния. Тем самым опровергается гипотеза о том, что Стоунхендж так и не был завершён. Напротив, это говорит о том, что предпринимались попытки уничтожить памятник. |
Ещё одно открытие, сделанное с помощью лазерного сканирования, привело исследователей в замешательство. Доисторические мастера пользовались двумя различными техниками обработки камня. Отёска большого круга (и колонн, и архитравов) производилась параллельно длинным сторонам камней, тогда как пять трилитов (выстроенных подковой камней с перемычками) внутри большого круга отёсаны под прямым углом к их бокам. Возможно, трилиты были установлены чуть раньше большого круга. |
http://science.compulenta.ru/713174/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|