Что же такое масонство - действительно страшная секрет тайного общества или секрет Полишинеля
|
18.06.12 |
Свойство любой сенсации — взорваться, увлечь, взбудоражить людей и умереть. Но есть темы, которые вяло тлеют веками, сколько бы их ни кормили информацией или разоблачениями. Речь про масонов. Что же такое масонство — действительно страшная секрет тайного общества или секрет Полишинеля? |
Как поступают люди, когда сталкиваются с подобными загадками? Самый простой путь — найти людей сведущих и отыскать следы, оставленные ими по интересующей теме. И это уже своего рода следопытство. По таким следам пойдем и мы. |
След первый: Брокгауз и Ефрон |
Надо сказать, что от специалистов по масонам сложно услышать информацию наипростейшего характера: кто такие масоны, отчего так называются? Это понятно: человеку, изучающему проблемы на молекулярном уровне, уже не интересно объяснять, что такое молекула. Посему один из первых шагов следопыта — заглянуть, например, в энциклопедию Брокгауза и Эфрона. Оттуда черпаем первичные знания о цели нашего любопытства, тем более что такая информация общепринята и на слуху… |
Масоны или франкмасоны — вольные каменщики, члены особых тайных обществ, имеющих особую иерархическую организацию (Ученик, Подмастерье, Мастер). Масоны заимствуют свою терминологию из строительного дела, их происхождение относят чаще всего к средневековым обществам каменщиков, сооружавших преимущественно храмы. Затем, вместо сооружения зданий, масоны занялись духовным строительством, суть которого — преодоление зла в мире. Объединяются вольные каменщики в организации — Ложи. Например, в нашей стране действует Великая Ложа России. |
След второй: «темные гиероглифы» |
Второй шаг приводит нас к интервью с историком, специализирующимся на истории масонства А. И. Серковым для «КП». Что узнаем? Есть предание о том, что Петр I «ввел во внутренний оборот» масонство после поездки в Англию. Но в действительности (то есть на основании более достоверных сведений) первую масонскую ложу в России основали в 1731 году сами англичане. |
Но для чего создавались и создаются масонские ложи, чего хотят масоны? Согласно энциклопедической статье Ю. Лотмана, сущность масонской идеологии — мистическое перерождение человека путем просвещения и нравственного очищения. В масоны идут за смыслом жизни. И еще — чтобы сделать карьеру. Очевидно, помощь братьев-масонов способствовала продвижению по службе, поскольку карьеры делались блестящие. Ценности, которые декларируются масонами: братство, справедливость, помощь ближним, благотворительность. |
Как же человеку переродиться нравственно и достичь совершенства? Масоны предполагают, что знают это лучше всех. И. П. Елагин (известный русский масон XVIII века), когда передает слова некоего брата NN, вводившего его в масонские тайны, пишет, что учение этого тайного общества основано на премудрости (в том числе и Откровения Спасителя — Иисуса Христа), сохранившейся от начала мира и переданной от мудрецов к мудрецам. То есть мудрости из мудростей. И вот на этой исключительности масонского знания основана их таинственность. По словам того же И. П. Елагина, знание масонов, «таинственная наука» передается, по этой версии, «…темными гиероглифами, иносказаниями и символами закрытая от начала веков…» для того, чтобы не претерпевала изменения (по всей видимости, от склонного все профанировать человечества) и не предавалась забвению. Чем меньше народу посвящено в эту науку, тем вероятнее возможность сохранить качество масонского знания. |
След третий, запутанный |
Еще одна очевидность. Если создается тайное общество, то оно себя кому-то или чему-то противопоставляет. Разумеется, в XVIII веке, когда пребывание масонов в обществе становится вполне отчетливым, идеи преображения человека были свойственны в первую очередь христианской Церкви. Может быть эта противопоставленность, или лучше сказать альтернативность масонов заставляла их таиться. С другой стороны, масонская претензия на создание своего, эксклюзивного и исключительного мирка может свидетельствовать о том, что масонам не хватало в существующем порядке вещей комфорта или гармонии, а возможно просто эмоциональной остроты. Не потому ли так развита ритуальная сторона масонской жизни? Вот, к примеру, выдержка из труда еще одного известного масона, Ивана Владимировича Лопухина, описывающего масонский ритуал: «В назначенное время Вводитель приведет Кандидата без шпаги и без шляпы, с завязанными глазами в комнату приуготовления; наденет на него мантию темного цвета, на левой стороне которой изображено змеем обвитое сердце, посреди коего как бы находился малый свет, не покрываемый тьмою, помрачающей все сердце; подкладка сея Мантии темная же…». Это небольшая часть описания ритуала посвящения, в котором все: и одежда, и вопросы-ответы из беседы с Кандидатом, и принятие им нового имени — пафосно и многозначительно. Но на всем этом есть налет игры. Все характерные для нее составляющие присутствуют: игра уводит в другой мир, масонские ложи тоже зовут прочь из профанного мира; переодевание как в игре; играет ограниченное количество людей посвященных в определенные правила. Масоны — команда, время и место масонских сборов ограничено, как и в игре. |
Наследили |
Всякая мистика была востребована в России XVIII века, где по слова А. В. Карташева был «…свергнут сакральный примат авторитета Церкви», а она сама воспринималась скорее как государственный институт, нежели как носитель сверхрационального знания. Не могут люди полностью погрузить свою жизнь в обыденность. А уж аристократы, у которых времени на умозрения и духовные поиски достаточно, первые заинтересуются любой мистической альтернативой. Масонство пришлось кстати. В конце XVIII века не было дворянских фамилий, в которых бы не числились масоны. И среди них много вполне известных личностей. Среди масонов называют Петра III. Александр I, сын Павла I, вероятно был масоном. Александр II вступил в масонскую ложу. Во времена Екатерины II руководителем русских масонов было доверенное лицо императрицы — И. П. Елагин, при котором масонская ложа носила имя св. Иоанна Предтечи. В то же время членами масонских лож были архитекторы В. И. Баженов (автор проектов знаменитой Владимирской церкви в Быково, дворца в Царицыно и, предположительно, Пашкова дома) и М. Ф. Козаков (здание Сената в московском Кремле, здание университета на Моховой). Н. И. Новиков, который занимался изданием палеографических памятников старины, также был масоном. Архитекторы масоны оставили в культуре след в виде псевдоготики. В литературоведении есть понятие «масонской литературы». Это литературные труды самих вольных каменщиков (нравственные, философско-религиозные) и тех, кто использовал их стилистику (Н. С. Гумилев, Ап. Григорьев). |
Среди декабристов масонами были: С. И. Муравьев-Апостол, П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, Н. А. Бестужев. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский — также масон. Список масонских фамилий длинный, поскольку история этого движения насчитывает лет триста. |
Когда доходим до масонов в политике, начинаются всяческие страхи. Во-первых, жупел «жидомасонов», в результате заговора которых и произошли неисчислимые скорби на русской земле. Однако для специалистов тут не о чем говорить. Или жидомасонский заговор есть миф, или сама идея конспирологии несостоятельна, поскольку «человеческая история всегда скорее неожиданна, чем спланирована неизвестными таинственными политиками» (А. И. Болдырев, МГУ). |
Так представляют ли масонские ложи опасность для общества, для существующего порядка вещей? Известно, что масонов было мало среди тех, кто участвовал в революции 1917 года. В любом случае следует поступать по примеру специалистов: нет данных и документов — нет проблемы. Ничего нам не известно про деструктивную деятельность масонов. Следопыт идет по следам. Но тот, кто утверждает, что нашел следы снежного человека, скорее всего, недобросовестен или корыстен. |
Дмитрий ДАЙБОВ |
http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10014&article=2363 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|