Как создать идеального студента
|
11 мая 2012 года, 19:51 | Текст: Кирилл Стасевич |
Социокультурное окружение помогает сформировать у студента установку на получение знаний взамен соревновательных целей. И, что более важно, познавательная установка личности остаётся даже при возвращении в соревновательное окружение. |
Считается, что человек ищет новые знания по двум причинам: или они его действительно интересуют, или он хочет выделиться среди других. Есть студенты, которые стараются глубже понять предмет, а есть те, что учатся только ради оценок или, как вариант, диплома. Первая установка более продуктивна: с ней человек меньше расстраивается из-за неудач, не боится сложных проблем и вообще склонен повышать собственную квалификацию. Вторая, соревновательная установка тоже имеет свои плюсы, но минусов у неё больше: тот, кто старается в первую очередь выделиться на фоне других, получает стабильную депрессию и навязчивое тревожное состояние, он сильно зависит от других, боится показаться глупым и несообразительным, старается хитрить. Понятно, что процесс обучения от этого сильно страдает. |
Психологи и педагоги постоянно ищут способы, которые формировали бы установку учеников на знание, а не соревнование друг с другом. Известно, что ценностная ориентация зависит от окружения: если человек вращается в кругу, грубо говоря, блестящих умников, то и он сам будет в первую очередь стараться блистать, а ко всякому знанию подходить с этой непродуктивной меркой. Исследователи из Стэнфордского университета (США) попробовали выяснить, сколь велико в таких случаях влияние окружения и можно ли его как-то погасить. Для этого они трижды проводили опрос среди старшеклассников, интересуясь их ценностными установками. В первый раз опрос пришёлся на время, предшествующее летним каникулам, во второй раз подопытных расспрашивали после летней образовательной программы, во время которой подросткам усиленно объясняли ценность познавательной установки, а в третий раз — спустя несколько месяцев после возвращения ребят в школу. Участники эксперимента должны были согласиться или не согласиться, например, с такими утверждениями: «Для меня важно узнать больше о новейших научных теориях» или «Я бы хотел продемонстрировать свою осведомлённость в том, что происходит в современной науке». |
Как и ожидалось, накануне летних каникул в школе царила исключительно соревновательная атмосфера: все хотели что-то друг другу доказать. Летом, во время образовательно-психологической программы, ценностные установки менялись на противоположные, в чём тоже не было ничего удивительного. Но, как пишут психологи в журнале Motivation and Emotion, через полгода после возвращения в школу ценностные установки не возвращались на соревновательные позиции, а продолжали оставаться теми, которые были сформированы летом, то есть ориентированными на знание, а не на показуху. |
Психологи ещё раз подтвердили, что образовательные ценности поддаются настройке извне: с помощью окружения, социокультурной среды можно сформировать «идеального студента», который будет учиться не ради оценок, а ради знаний. Но, что более важно, учёным удалось показать, что такая продуктивная ориентация весьма устойчива и может сопротивляться непродуктивным, соревновательным ценностям окружения. То, как эти данные будут использованы, зависит уже от педагогов, которым придётся приложить немало усилий, чтобы доказать ученикам, живущим в современном, исключительно «соревновательном» обществе, что знания превыше всего. |
http://science.compulenta.ru/678501/ |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|