Загадочные надписи и предназначение Фестского диска
|
20.12.2011
|
|
|
В археологии есть два типа находок, которые условно можно разделить на открытия века и загадки столетия. К числу первых может быть отнесено открытие гробницы Цинь Ши Хуан-ди. Хорошим примером вторых служат надписи и предназначение Фестского диска. Что на нем выбито и для чего он служил — непонятно. Эту загадку пытаются разгадать уже давно.
|
|
После того, как вечером 3 июля 1908 года итальянский археолог Луиджи Пернье (Luigi Pernier) обнаружил в одной из пристроек царского дворца на острове Крит у города Феста сделанный из глины загадочный артефакт, покрытый с обеих сторон рисуночными знаками, первую догадку высказал руководитель работ сэр Артур Джон Эванс (Arthur John Evans).
|
|
Археолог с более чем 30-летним стажем, который заложил основы периодизации критской культуры бронзового века и осуществил систематизацию многочисленных и разнообразных памятников материальной культуры и древней письменности острова, обратил внимание на головной убор из перьев. Ученому показалось, что перед ним элемент боевого шлема, и он предположил, что текст заключает в себе победный гимн, вероятно, носящий культовый характер.
|
|
Первооткрыватель минойской культуры (2800-1100 годы до нашей эры), названной в честь легендарного правителя Миноса, ошибался. Коллегам Эванса посчастливилось найти подобный головной убор на древнеегипетских изображениях филистимлян, но осуществить дешифровку лишь на одном этом основании тоже не удалось. Позднее сравнение с филистимлянами вообще признали малоубедительным по нескольким причинам.
|
|
Надпись на диск нанесена традиционным способом, как это было принято при производстве глиняных табличек: на сырой глине оттиснута надпись, обожженная затем в гончарной печи.
|
|
Уникальность Фестского диска в том, что это самый ранний текст, набранный с помощью готового набора "литер", аналогов которого в данном культурном регионе не имеется. Первое время исследователи указывали на тот факт, что сорт глины, из которой изготовлен диск, не встречается на Крите. Хотя Пернье находил этот материал сходным с так называемыми яйцевидными чашами из Кносского дворца. Позднее этому вопросу перестали уделять должное внимание.
|
|
Надпись на Фестском диске не напоминала ни критские иероглифы, ни линейное письмо. Это был уникальный вид письменности. Собственно говоря, открытие минойской цивилизации началось с того момента, когда молодой Эванс увидел в музеях несколько печатей с Крита, а затем отправился изучать сам остров.
|
|
Читать иероглифические тексты сложно из-за их относительной краткости, малочисленности самих текстов и, как следствие первых двух причин, наличия достаточного количества критских знаков — их менее 150 — для дешифровки. В результате многочисленных попыток текст на Фестском диске читали по-гречески, по-хеттски, на семитских языках, на языке басков, трактовали как известие о гибели Атлантиды, как песнь во славу царя острова Миноса и как набор слов. Из непонятного набора знаков каждый вычитывал то, что ему хотелось. В результате на каждую гипотезу приходится по нескольку одобрительных и некоторое количество критических отзывов.
|
|
На настоящий момент хорошо изучены лишь четыре типа древнейших письмен: шумерское, хеттское, египетское и китайское. В первых трех использовалось смешанное словесно-слоговое письмо, в отличие от чисто логографической системы китайского письма, в котором нет места знакам, обозначающим звуки (ибо китайский иероглиф — это всегда слог, несущий смысловую нагрузку). Неразгаданными по-прежнему остаются иероглифы Крита, Элама, Индостана, Нового Света (кроме весьма небольшой части знаков майя и ацтеков, тех, которые встречались чаще всего) и письмена острова Пасхи.
|
|
Мало изучена африканская иероглифика. Сходство между египетскими и хеттскими знаками незначительное — из многих сотен совпадают лишь несколько иероглифов. Внешне хеттские иероглифы похожи на критские, но внешнее сходство может быть случайным. Неудачи с дешифровкой послужили питательной средой для совершенно других гипотез о предназначении диска из Феста.
|
|
Любитель истории из Владимирской области В. М. Михайлов, например, отыскал на диске созвездия Льва, Тельца, Змееносца, Овена, Цефея, Кассиопеи, Большой Медведицы, Козерога и других. Потом он отказался от своей гипотезы, что Фестский диск — это путеводитель для мореходов.
|
|
Но появилась версия, основанная на сходстве Фестского диска со свинцовой табличкой из Мальяно. Спиралевидная надпись на ней написана на до сих пор не расшифрованном этрусском языке, предположительно в VI веке до нашей эры, и содержит 70 слов (если считать в каждой ячейке по слову). Для сравнения на Фестском диске — 61 слово. В момент создания диска критяне были владыками моря, а этруски — самыми знаменитыми пиратами.
|
|
Так, по мнению В. Бацалева и А. Варакина, Фестский диск является "жертвенной лепешкой морскому богу". "В пользу этой версии говорит и штемпельный характер текста (вероятно, заготовка для неграмотных), и спиралевидный тип надписи, — сообщают авторы в своей книге "Тайны великих раскопок". — В том, что лепешка из глины, тоже нет ничего удивительного: в древности, если ты не мог пожертвовать богу, скажем, быка, то его подменяли фигуркой, вылепленной из теста. Если и на тесто не оказывалось денег, вполне подходила и глина".
|
|
Исследователи предлагают рассматривать Фестский диск как "шаблонный молитвенный текст владельцу лабиринта". "Если текст этот и в самом деле зашифрован криптограммой — это значит, что на Крите уже в те времена существовала каста посвященных жрецов, которым только и дозволялось упоминать имя божье не всуе, — продолжают эти авторы. — Владельцем лабиринта мог быть только Зевс (само слово "лабиринт" происходит от "лабрис", обоюдоострой секиры, священного оружия Зевса)".
|
|
Верно уловив общую связь микенской культуры с понятием лабиринта, авторы, похоже, крупно просчитались в главной трактовке. Так, известный знаток лабиринтов Герман Керн (Hermann Kern) в своем исследовании "Лабиринты мира" сообщает: "Несмотря на многократные попытки выявить происхождение самого слова "лабиринт", его этимология до сегодняшнего дня остается неясной. Наиболее часто приводимая тождественность labyrintos = дом двухстороннего топора (labrys) = Кносский дворец на Крите" — по целому ряду причин выявляет свою несостоятельность.
|
|
Согласно свидетельству Плутарха, слово labrys встречается в лидийском (или карийском, во всяком случае восточном, языке) и обозначает обоюдоострый топорик, греческое название которого pelekys, а критское — wao. Нет никаких доказательств того, что догреческое слово labrys существовало на Крите. Более того, мне совершенно не понятно, зачем бы микенским грекам выбирать слово, использовавшееся в Малой Азии, для обозначения предмета, относящегося к минойской культуре, название для которого уже существовало на Крите да и в самой микенской Греции".
|
|
Керн полагает, что сэр Эванс "во многом переоценил значение данного предмета культа" и согласен с Г. Дж. Роузом, который "совершенно правильно отмечал в 1901 году, что обоюдоострый топор — самый обычный предмет, и говорить о 'культе обоюдоострого топора' или же о его священной природе у нас оснований не больше, чем говорить о преклонении перед атрибутами других богов, например трезубцем Нептуна, лирой Аполлона или щитом и копьем Афины". Кроме того, "Владычицей Лабиринта" могла быть богиня, а вовсе не обязательно Зевс.
|
|
Немецкий архитектор и археолог Герман Венцель (Hermann Wenzel) убежден, что обе стороны Фестского диска "предстают в качестве предтечи электронных книг, насчитывающих сотни страниц". По мнению других, диск применялся для астрономических наблюдений или мореходства.
|
|
Как видите, сколько ученых, столько и версий. Уверенными мы пока можем быть только в одном, Фестский диск — это неплохой сувенир для туристов и отличнейшая головоломка для криптографов.
|
|
|
Игорь Буккер
|
|
http://www.pravda.ru/science/mysterious/past/20-12-2011/1102571-phaistos_disk-1/
|