Сэргэ – памятник древней культуры
|
30.08.2011 10:40 |
Сэргэ (коновязь) — этнокультурное наследие древнего тюркского народа саха — с древнейших времен связано с традиционным занятием якутов — коневодством. Интересное исследование провел Тимофей ЯДРЕЕВ, школьник из села Едейцы Намского улуса. |
— Сэргэ распространилось почти до берегов Северного Ледовитого океана как символ неукротимого стремления человека к жизни в особо тяжелых климатических и природных условиях. С глубокой древности оно является частью традиционного мировоззрения, взглядов на быт и неразрывно связано с историей народа. |
В старину и до 19 го века якутские коновязи изготавливались только из лиственницы и сосны, поэтому сэргэ можно отнести к деревянному зодчеству. Изготовляли коновязи обычно плотники, иногда сами хозяева или их родственники, приглашаемые на новоселье или свадьбу. Инструменты, которыми работали резчики, не описаны, но, видимо, были такими же, как и при изготовлении утвари, мебели (топор, нож, сверло, полукруглый струг, пила и толстое долото). |
Из приемов резьбы известны профилировка, глухая, неглубокая двухгранно-выемочная и ажурная (профильная) резьба, применявшаяся в XVIII в. и почти исчезнувшая в XIX в. Встречаются сэргэ с круглой скульптурой, геометрическими и изобразительными навершиями. Высота сэргэ колеблется от 0,25 до 15 метров. Известный искусствовед С. В. Иванов заметил, что «художественная отделка старинных коновязей свидетельствует о высоком уровне мастерства якутских резчиков, о понимании ими значения объемных форм, о развитом чувстве ритма и пропорций; они умело сочетали объемные части сэргэ с их плоскостной резной орнаментацией. Удачное членение стволов, соотношение конструктивных и декоративных частей делает сэргэ похожими на миниатюрные колонны. Все это позволяет видеть в сэргэ предметы, заслуживающие внимания и изучения как с этнографической, так и с художественной точек зрения». |
У якутов существует древнейшее табу: коновязь нельзя рубить на дрова и выкапывать с установленного места. Коновязи, как доживает человек свой век, должны стоять до тех пор, пока не упадут от ветхости (старости). Благодаря этому табу до нынешних времен дошли редкие древнейшие экземпляры коновязи. Упавшие столбы поднимали и устанавливали на том же месте или уносили в лес и клали в развилину между двух сросшихся лиственниц. В советское время большое их количество было выкопано и уничтожено как представляющие символ веры и памятники, свидетельствующие о жизни богатых людей. |
В Олонхо говорится о наличии восьмигранного алтан сэргэ (медной коновязи). Слово «алтан» в древнем тюркском языке означает золото. В реальности медных или золотых коновязей не было. Прежде на территории Якутии медь не производилась в огромных количествах, избыточных для изготовления коновязи. Сейчас медная коновязь установлена в местности Ус хатын (Три березы), на которой проводится праздник Ысыах города Якутска. Современные ювелиры в малогабаритных ювелирных композициях делают сэргэ. Сегодня коновязи трансформировались в символ якутского гостеприимства и как памятные обелиски, устанавливаемые к праздникам, памятным датам и событиям. |
Якуты и скифы |
Первые сведения о якутских коновязях появились в 18-м веке в трудах Иоганна Гмелина. Есть упоминания, что «в прошлом коновязи делали многие коневодческие народы степей юга Евразии, юга Западной Сибири, севера Казахстана, Алтая, Тувы, Бурятии, Якутии. Устанавливали вблизи своих жилищ столбы для привязывания к ним лошадей. Хороня умершего, предки этих народов убивали его коня и привязывали его к установленной на могиле коновязи». |
Интересные сведения о таких столбах имеются в сообщении Геродота. Он описывает поминальный обряд, совершавшийся у могилы скифского царя, на котором умерщвлялись пятьдесят самых достойных мужчин и столько же коней, закрепив их кольями, и расставлялись к специально вкопанным столбам-коновязям вокруг могилы. |
По рассказам старожилов, едейский богач Угаалах по древнему обычаю в одном месте похоронил двух жен с лошадьми. До 18 го века в Якутии существовал обычай хоронить человека, который на том свете служил умершим и следил за лошадьми. По обычаю вместе с женами Угаалаха должны были похоронить слугу, но слуга, услышав от младшего сына умершей жены Угаалаха, что его захоронят вместе с хозяйкой, сбежал. У могилы двух жен с растущего там же дерева сделали сэргэ. К ней привязали нарядно оседланных коней этих женщин. Потом зарыли этих коней рядом с могилой. Лошадей закапывали для передвижения умерших на том свете. |
Обычные древние коновязи повседневного использования в высоту низкие, от полутора до двух метров. Ритуальные и обрядовые коновязи имели высоту от 20 сантиметров до 8 метров и более. |
Водружали сэргэ сразу же по окончании постройки жилища с молитвой-пожеланием — алгысом к богам. Когда собирались гости, отец хозяина нового дома, держа в правой руке пучок белых волос от гривы лошади, а в левой — пучок волос от хвоста коровы, подходил к яме и произносил алгыс со словами: «пусть длинногривые ваши бегают по всем долинам» и опускал в яму пучок конского волоса, произнося: «пусть ваши высокорогие заполнят все поля», накрест кладя второй пучок. Потом, опустив закопченный конец в яму (коптили, чтобы уберечь дерево от гниения), закапывали. У подножия сэргэ клали самую изысканную пищу, которая была приготовлена для новоселья. |
В старину во дворах богатых и знатных хозяев всегда было много различных сэргэ, так как каждая свадьба, рождение ребенка, посещение почетного гостя и много других событий сопровождались установкой памятного сэргэ. Поэтому они могут рассказать о знаменательных событиях давно минувших веков. |
В конце XIX века некоторые якуты оставляли перед домом несколько обтесанных, но еще стоящих на корню деревьев. Когда они высыхали, верхние их части срубали по высоте роста человека и использовали в качестве коновязи. |
Именно такие коновязи делали из растущего дерева на местах захоронения людей с лошадьми и слугами. Такое сэргэ стояло у могилы двух жен едейского богача Угаалаха. |
Сколько людей, столько сэргэ |
Оригинально выглядели сэргэ, установленные в честь хозяина усадьбы. Многие из них были вековой давности, и люди относились к ним, как к священному сэргэ предков. |
Гордостью любой усадьбы было сэргэ невесты. Весь ствол этой коновязи украшался барельефной геометрической резьбой, а ее верхняя часть — кумысной посудой или лошадиной головой. По обычаям якутов, при приезде невесты в дом жениха необходимо было поставить новую коновязь. Невеста объезжала сэргэ три раза и каждый раз «угощала духов», наливая кумыс в сосуды навершия сэргэ. Затем хозяин усадьбы иконой благословлял молодых, а сопровождающие девушку привязывали лошадь невесты. |
Существовала другая разновидность коновязей. К верхней перекладине обычно привязывали лошадей, к нижней — быков. Такие коновязи устраивались обыкновенно перед домом, несмотря на присутствие надворного сэргэ. Упряжной скот привязывался только к этой коновязи. |
Коновязь для шамана |
Она представляла собой вычищенную от коры верхнюю часть дерева диаметром до 15–17 см с двумя-четырьмя развилками. Высота ствола доходила до 1,5 см, развилок — до 50–70 см. Ее особенностью было наличие многочисленных ветвей или рогов. Прежде устанавливали возле своих юрт только шаманы и удаганки (шаманки) у своего балагана или могилы. Они предназначены не для коней, а для помощников шамана, которые имеют облик птиц. Шаманы и удаганки имели своих помощников — духов, чертей и привидений. На этих ветках или рогах садились прилетевшие по призыву шамана или удаганки шаманские помощники в виде птиц в обличии ворона, филина, кукушки, кукши, чайки и кулика. Эти птицы с глубины древних веков считались священными птицами шаманов, удаганок и прилетали и садились на сэргэ. |
Помощниками шамана являлись «ясновидящая» коновязь, имеющая два уха и четыре глаза, и коновязь с идолом (деревянная или берестяная кукла, похожая на человека). Глаза смотрят во все четыре стороны света. Устанавливали такие коновязи на выбранных шаманом местах и у могил умерших шаманов. Идол делали из куска дерева сата (дерево, похожее на человека с глазами из синих бусинок), прикрепляли к сэргэ. Коновязь с идолом имела в верхней части углубление для идола, который следил за ворами и извещал о них шамана или ясновидца. Этот идол интересен тем, что больные рассказывали ему свою беду и страдание, умоляли помочь выздороветь, и шаман через эти идолы лечил любого обратившегося. Хотя давно исчезли прикрепленные к сэргэ идолы из сата, до недавних времен от таких сэргэ откалывали кусочек и лечили зубы. Были коновязи-помощники шамана, высотой 1, 2 м, с навершием в виде человеческого лика, с девятью выемками в нижней части. Такая коновязь была обнаружена в глухом лесу в местности Арыылаах Мегино-Кангаласского района. |
Во всех случаях установки коновязей произносят слова посвящения, благожелания и охранения. Особенно слова охранения и проклятия говорили шаманы. Слова имеют свою силу воздействия, поэтому разрушение, рубка, выкапывание и сожжение коновязей караются силой проклятия, произнесенного в давно минувшие века. Об этом не нужно забывать… |
http://sakhalife.ru/news/38058.html |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|