Хакасия - территория тайн, легенд и загадок
|
15 июня 2011
|
|
…Необыкновенную юрту, сделанную из стекла, называют музеем одного экспоната. Но правильно это лишь отчасти. На самом деле это храм восточной богини, считающейся прародительницей хакасского народа, — музей “Улуг Хуртуях тас”. Это официальное, научное название каменного изваяния с тысячелетней историей, местные же жители называют ее по-разному, но чаще всего Каменной бабушкой. Бабушка — богиня плодородия и деторождения, и ежедневно десятки и сотни паломников посещают музей-храм “Улуг Хуртуях тас” с просьбами о помощи. И никому не кажется странным, что Каменная бабушка на самом деле благословляет людей, пришедших к ней с открытой душой: в Хакасии и за ее пределами подрастает поколение детей, которых называют детьми или внуками Улуг Хуртуях тас.
|
|
|
|
Шкатулка с секретом
|
|
|
|
Музеев такого рода в России не более десяти. В Сибири же — единственный. Уникальность его еще и в том, что даже туристы из других регионов, приехавшие просто полюбоваться экзотическим экспонатом, проникаются здесь другими чувствами, понимая вдруг, насколько неразрывными и тесными узами связан в традиционной культуре хакасов мир бытовой с миром горним, духовным.
|
|
Только в Хакасии все так. И если даровано судьбой узнать ее поближе, начинаешь понимать, что всю территорию республики впору закрыть стеклянным куполом традиционной хакасской юрты — получится настоящий музей, полный археологическими, этнографическими, культурными, природными экспонатами. Но и не только, ведь Хакасия — все еще неразгаданная тайна, и ее, без сомнения, можно назвать загадочной шкатулкой секретов, волшебных тайн, верований, природных красот и аномалий, большинству из которых “стандартный” взгляд ученых просто не находит объяснений.
|
|
|
|
Серебряные родники народной веры
|
|
|
|
Даже если вернуться к Улуг Хуртуях тас, первое более-менее современное упоминание о которой принадлежит известному исследователю петровских времен Даниилу Готлибу Мессершмидту. В 1722 году исследователь зафиксировал ее местонахождение на берегу реки Аскиз. Десятилетия спустя Петр Паллас застал изваяние Каменной бабушки уже в другом месте. Мистика? Прародительница самостоятельно кочевала с одним из хакасских родов — бельтырами? В Хакасии возможно и это, как и то, что кочующие племена перевозили ее за собой с места на место. Хотя в 2003 году, когда Улуг Хуртуях тас возвращали из краеведческого музея на “историческую родину” — в Сагайскую степь, потребовалась изрядная подготовка, специальная техника и большое количество рабочих рук. И — необъяснимо, но факт — после возвращения Каменной бабушки из заточения в родные места в долине пробилось несколько десятков (согласно современной хакасской легенде 50) серебряных родников.
|
|
Это только одна из загадок Хакасии. На самом деле таких загадок тысячи. Каждый шаг по древней земле республики дарит внимательному и неравнодушному человеку новые открытия.
|
|
Республика невелика по размеру — 61,9 тысячи квадратных километров с населением в 526 тысяч человек. Горы Кузнецкого Алатау на западе, скальные образования Западного Саяна с востока и юга, хребты Восточного Саяна на северо-востоке обрамляют Минусинскую котловину. В ней спокойно, как на материнских ладонях, покоится Хакасия — загадочная и неповторимая страна, где небеса так недалеки от земли, горные духи могут говорить с человеком, камни — помогать людям, а рисунки на скалах иллюстрируют исторические события с точностью хронографа.
|
|
|
|
Преемственность поколений — преемственность культур
|
|
|
|
Неподалеку от музея одного изваяния — храма Улуг Хуртуях тас — расположено совершенно необычное место — заповедник- музей под открытым небом “Казановка”. Это уникальнейший музей не только потому, что здесь трепетно и бережливо сохраняются археологические, этнографические и экологические памятники. Тут, как нигде больше, зафиксировано чувство истории — преемственность поколений и культур. Этот концентрированный эликсир даже в небольших дозах способствует оздоровлению, помогая человеку вспомнить, как это — любить землю, на которой живешь, любить народ, создавший уникальную, не имеющую аналогов культуру. Главное направление деятельности музея-заповедника “Казановка” — сохранение культурных ландшафтов — территорий, либо измененных деятельностью человека, либо сохраняющих в своих недрах остатки древних строений, следы хозяйствования людей, древние могильники, места совершения обрядов, галереи наскальных петроглифов. Общая площадь таких ландшафтов в заповеднике — более ста квадратных километров. Здесь несколько десятков археологических комплексов, в общей же сложности на небольшой территории расположено более тысячи различных памятников; гора Хазын хыр, в течение нескольких веков служившая местом совершения обрядов, на вершине горы одна из 50 све (крепостей) Хакасии, у подножия — захоронение бронзового века Анчил чон. Неподалеку места поклонения хакасов — Иней тас, Апсах тас и магический лечебный камень Ах тас, могила шамана, четыре тропы духов. Впрочем, перечислять все сокровища Казановки не имеет смысла. Лучше остановимся подробнее на некоторых из них.
|
|
|
|
Жрицы или воительницы?
|
|
|
|
Археологический памятник “Анчил чон” интересен тем, что на территории Сибири пока не встречалось ничего похожего по конструкции (могильник представляет собой солнечный круг с расходящимися лучами). Интересно и то, что в “солнечном круге” и между его лучами захоронены только женщины. В четырех погребальных камерах, сооруженных из плит песчаника, они лежали, обняв новорожденных детей. Загадок у этого погребения много: неподалеку от женских могил сооружено детское кладбище, в котором покоились останки трех-пятилетних детей. Чуть в стороне плиты, сложенные вертикально, как бы отъединяют от общего комплекса другие могилы, в которых захоронены мужчины и женщины азиатского типа, тогда как в центральных погребальных камерах покоятся женщины европейского.
|
|
По предположениям ученых, Анчил чон был кладбищем жриц, вероятнее всего, какого-то солнечного культа. В центре круга покоилась женщина, предположительно, 25 лет. Несмотря на то, что могильник неоднократно подвергался ограблениям, кое-что все же осталось. Рядом с головой умершей стоял керамический сосуд с пищей, в ногах находилось блюдо с мясом косули. На женщине была одежда из кожи с нашитыми на нее бронзовыми бляшками, украшения из бронзы.
|
|
Жрицы? Амазонки? Или три тысячи лет назад просто было принято женщин хоронить отдельно? Но детские могилы появились значительно позже (спустя 80 лет), малышей как будто вверяли покровительству уважаемых и более статусных женщин.
|
|
В пользу первой версии (жрицы) говорит и тот факт, что в 200 метрах на северо-восток от могильника, практически на параллели с кладбищем, возвышается гора Хазын хыр (Березовый хребет) с весьма необычными петроглифами. Они выполнены в разных техниках, в различные эпохи, но по содержанию раскрывают одну тему: историю происхождения религиозных представлений на хакасской земле.
|
|
Самое необычное, таящее много загадок и самое первое изображение, нанесенное на скалу, — жертвенная чаша в виде лотоса. Вообще лотос — признанный символ буддизма. Откуда он оказался более двух тысяч лет назад в центре Сибири (буддизм проник к нам не ранее VII века)? Ответ на эту загадку еще ждет своего разрешения.
|
|
Множество петроглифов других эпох перекрывает изображение лотоса, но, несмотря на это, цветок остается одним из самых ярких рисунков наряду с изображением богини Ымай, покровительницы детства. От нее новорожденный получает душу, которая так и называется — ымай. Возможно, женщины, покоящиеся на кладбище Анчил чон, считались служительницами богини Ымай? Пока и это остается загадкой.
|
|
|
|
Магия белая и черная
|
|
|
|
В живописнейшей долине под названием “Счастье” (“Кюг” по-хакасски) музейного комплекса “Казановка” стоит одинокий гранитный памятник Ах тас (белый камень). Тысячелетиями Ах тас являлся местом поклонения, своеобразным культурным центром. С ним связано множество обрядов и легенд, и одно из главных назначений этого камня, установленного в долине около четырех тысяч лет тому назад — помогать людям. Ах тас называют целебным камнем. Археологические изыскания свидетельствуют — последние полторы тысячи лет он использовался местным населением для лечения различных болезней. “Врачует” Ах тас от отеков, нарушений сердечной деятельности, болезней крови.
|
|
Исследования специалистов показали наличие на участке вокруг камня геопатогенной зоны радиусом 52 метра. Подобных этому участков с отклонениями электромагнитного фона на территории музея-заповедника выявлено еще восемь. Ученые не исключают, что целебная сила камня объясняется именно геомагнитной аномалией.
|
|
Обряд лечения остается неизменным уже полторы тысячи лет. Нельзя подъезжать к камню на транспорте — территория вокруг него — это дом духа, который может как излечить, так и наказать за несоблюдение обрядов. Приблизившись к камню, нужно обойти его три раза по солнцу, символично спускаясь в тот мир, где живет дух. После этого духа задабривают, оставляя у подножия камня конфеты, мелкие монеты, пуговицы. После того, как хозяин камня принял подношение, можно подойти полечиться — на 15 — 20 секунд прижаться к камню, обняв его руками. Более 20 секунд задерживаться возле Ах таса запрещено. Камень находится на тропе горных духов, а встречи с ними не всегда полезны. В народных былинах существует много рассказов о людях, по недоразумению переночевавших рядом с Ах тасом и после этого безвременно погибших.
|
|
Вообще, “Тропа горных духов” — явление хакасской народной жизни интересное, но мало изученное. В горах достаточно часто можно почувствовать и понять — по крайней мере, коренные жители прежде могли точно указать, что это место часто посещаемо горными духами. Многие старожилы видели горных духов — и о таких встречах позже слагаются легенды. В Казановке известны четыре “тропы духов”. Одна из них берет начало в северной части горного массива Хызыл хая (Красная скала). Здесь есть место, пользующееся у коренного населения дурной славой — Турачах (Домик). По представлениям местных жителей, именно отсюда, из скалы, выходят наружу горные духи. Скалы раздвигаются, выпуская духов, и сдвигаются, когда духи возвращаются домой. Если в этот момент рядом с Турачах окажется обычный человек, его может утянуть внутрь скалы. Местный фольклор достаточно часто упоминает о пропавших в этом месте людях.
|
|
|
|
Хакасский сказ о старике и старухе
|
|
|
|
Лечебный Ах тас тоже своеобразный храм под открытым небом. С его появлением в счастливой долине у хакасов связана легенда, которую можно начать пушкинскими строками “Жили были старик и старуха”. Однако эти старик (Апсах) и старуха (Иней) в силу возраста занимали особенное положение — родоначальников. В свое время привели они в долину Кюг свой народ. Остановились. Огляделись. Место понравилось. Решили жить здесь, но Иней выбрала для аала место направо от горы Аар таг, а ее мужу приглянулась левая сторона. Долго они спорили — подрались. Иней победила. В гневе она так толкнула старика, что он перелетел через реку и упал на вершину горы Аар таг. От обиды обернулся старик в камень. Его и сейчас можно увидеть — на вершине горы возвышается каменная скала (она так и называется — Апсах тас, Каменный старик), силуэт которой удивительно напоминает обиженного старика. Иней очень переживала обиду мужа — отошла чуть в сторону, присела…. И тоже обратилась в камень.
|
|
Народ Иней и Апсаха, уважая волю старших, расселился по всей местности, а в память о трагическом событии установил на месте раздора белый камень. Удивительного в этой истории много, но самое интересное, пожалуй, то, что три памятника Апсах тас, Ах тас и Иней тас являются, с минимальной долей погрешности, вершинами равностороннего треугольника.
|
|
Каменная старуха — Иней тас — покровительствовала скотоводству. Вплоть до 50-х годов прошлого века это изваяние было цело — скала на самом деле напоминала женщину, одетую в хакасскую шубу тон. К ней обращались за помощью, здесь совершались таг таиг — обряды жертвоприношения горному духу, покровителю рода. Это свидетельствует о том, что коренные народы Сибири не считали себя хозяевами на этой земле, они были всего лишь гостями. И ежегодные обряды жертвоприношения (производятся они и по сей день) можно воспринимать как элементы гостевого этикета людей по отношению к истинным хозяевам земли.
|
|
У самого подножия Иней тас была расчищена и посыпана речным песком площадка, на которой установлены 14 скульптур домашних животных. Быки, лошади, овцы были изготовлены из речной гальки и красного песчаника. А сама скала Иней тас в начале 60-х годов прошлого века была взорвана — в военное время культовое место приобрело особенную популярность у хакасов, и тогдашние идеологи не нашли ничего лучше, как уничтожить его. Удивительный памятник под открытым небом был разрушен. Говорят, что после этого скот в Хакасии настигла неизвестная болезнь, а то поголовье, что осталось, стало хуже плодиться. Еще говорят, что никто из участников взрывных работ не закончил свою жизнь благополучно.
|
|
А Иней тас и после “смерти” пользуется особым почитанием. Теперь гора, на которой стоял камень Иней, называется Иней паары (подножие Иней). Здесь вновь проводятся обряды, проезжающие непременно делают “сек-сек” (“маленькое” жертвоприношение), на ветви берез, роща которых ожерельем обступила место, где прежде стояла скала Иней, повязываются чалама.
|
|
|
|
Таинственная обсерватория
|
|
|
|
Горная гряда Сундуки считается одним из самых загадочных мест Хакасии. Ученые и сегодня гадают, что это: обсерватория древних, культовое место, площадка для приземления инопланетных космических кораблей или все вместе. Здесь находятся самые древние на земле солнечные часы, удивительная площадка с уникальной акустикой (где даже шепот слышен за десятки метров), наскальные рисунки тагарского времени, среди которых встречаются изображения людей в “скафандрах”.
|
|
Некоторые исследователи Сундуков отстаивают версию, что эти горы — огромная древняя обсерватория под открытым небом. Вместо приборов для наблюдения за небом — гигантские камни, скалы с выемками (в определенное время в них видны созвездия, на которые, по мнению ученых, они “настроены”) и особое расположение курганов в долине. С недавнего времени к исследованиям хакасской достопримечательности подключились астрономы. Если теория о том, что Сундуки в древности служили обсерваторией, подтвердится, горная гряда Сундуков составит конкуренцию британскому Стоунхенджу.
|
|
|
|
Менгиры — памятники или капища?
|
|
|
|
С XVIII столетия в научном мире известны менгиры Хакасии. Известны они не только как археологические памятники — с тех самых времен привлекали они исследователей и путешественников своей таинственностью. И не случайно. В последние годы благодаря проведенным научным исследованиям установлено, что менгиры расположены в пределах обнаруженных биолокацией аномалий линейного типа, обусловленных тектоническими разломами земной коры. По ним, как по каналам, со слов ученых Хакасского научно-исследовательского института истории, языка и литературы, проникают потоки неизвестной еще науке энергии, способной оказывать определенное влияние на организм человека. Таким образом, менгиры использовались древними людьми для проведения ритуальных обрядов и для лечения различных недугов.
|
|
Одним из подобных уникальных памятников IV — I веков до нашей эры можно считать два менгира “Большие ворота”, ведущие в Салбыкскую котловину, где расположены шесть знаменитых курганов тагарской эпохи. “Большие ворота” — это громадные, вырубленные из скалы девонского песчаника плиты высотой до трех метров и шириной 1,5 метра, вертикально врытые в землю. На одной из плит имеются тамги и овальное углубление от многочисленных прикосновений рук приходящих сюда в древности для лечения людей.
|
|
Учеными установлено, что менгиры “Больших ворот” расположены в эпицентральной части двухполюсной биолокационной аномалии в точке наибольшего градиента, что позволяет проводить коррекцию биополя человека, воздействуя как на энергетические точки, так и на отдельные системы организма.
|
|
Сам же Салбыкский курган свидетельствует о могуществе и богатстве тагарского государства. Осмотрел и описал курган Г.Ф. Миллер еще в 1739 году. Эта каменно-земляная пирамида высотой до 30 метров служила для погребения одного из могущественных динлинских царей, его семьи и свиты.
|
|
Неудивительно, что в рассказах о Хакасии так часто используются термины “уникальная”, “неповторимая”, “загадочная”. Она полна неразгаданных тайн, красивых легенд, с ними связанных. Богатства ее истории бесчисленны, сохраненная с древних времен культура жизни необычна, мировоззрение особенно. Мы рассказали лишь о крохотной толике достопримечательностей Хакасии, по числу которых — и это говорится совершенно уверенно — она занимает первое место в мире.
|
|
Просто мы не привыкли к этому, и ищем удивления за тридевять земель, любуемся на давно растиражированную Европу, Грецию или Турцию. Но при всех резонах делать так, а не иначе, по-настоящему удивить может только непознанное. Земля загадок и тайн, таинственная шкатулка с миллионом секретов, золотая чаша, полная захватывающих приключений, имя которой — Хакасия.
|
|
Елена АБУМОВА
|
|
http://www.gazeta19.ru/node/8482
|