Ученые задумались над объяснением религии
|
Ученые пытаются выяснить, что такое религия и почему она существует. По итогам проведенных экспериментов они хотят оценить суть некоторых идей и верований |
Религия распространена везде, но она не универсальна, говорят ученые. Фото: hhesterr/flickr.comРелигия распространена везде, но она не универсальна, говорят ученые. Фото: hhesterr/flickr.com |
Ученые пытаются выяснить, что такое религия и почему она существует. Британский журнал The Economist публикует материал по итогам серии экспериментов, в ходе которых ученые попытались проанализировать суть некоторых идей и верований. |
Религия распространена везде, но она не универсальна. Поскольку она существует в каждом обществе, даже если не все его члены религиозны, верующие утверждают, что религия есть реальное отражение фундаментальной природы вещей. Скептики недоумевают, почему тогда она принимает такие разные формы — от католичества и апостольской церкви до культа карго в Папуа-Новой Гвинее, и при этом в каждой конфессии осуждаются трактовки других, пишет The Economist. |
В ходе трехлетнего многонационального проекта Explaining Religion («Объясняя религию») ученые собирали информацию о различных аспектах религиозных практик и вопросах морального поведения, которые религия часто пытается регулировать. Стадия сбора данных завершилась в конце 2010 года, начинается публикация результатов. |
Большинство исследователей соглашаются, что пока процесс изучения находится на самом раннем этапе, с которого начинаются многие новые отрасли науки — когда аккумулируются факты. И пока не ясно, как они вписываются в общую систему. Но некоторые интересные закономерности уже постепенно проявляются. В частности, исследователи изучают представления о справедливом воздаянии, Божьем осуждении и природе религиозного ритуала, пишет The Economist. |
Одно из толкований возникновения религии сводится к тому, что она создает фундамент для сотрудничества и взаимопомощи, которые обусловили подъем вида Homo sapiens (Человек разумный). Представления, что зло карается, а добродетель вознаграждается, характерны для многих религий. Жадные и мошенники, другими словами, получают по заслугам. Самоотречение, которое поощряется многими конфессиями, может отчасти быть объяснением эволюции религии. Но является ли понятие о всеобщем справедливом воздаянии действительно инстинктивным, как полагается в этой трактовке? |
Смелые эксперименты |
Для проверки ученый Николя Бомар (Nicolas Baumard) с помощью компьютера пытался проверить реакцию людей на историю с моральным подтекстом. Добровольцам в исследовании Бомара предлагалось прочитать рассказ, в котором нищий просит милостыню, а прохожий не подает ему денег. В некоторых версиях он осыпает нищего оскорблениями, в других — у него просто нет денег и он, отказывая в помощи, испытывает чувство вины. Во всех историях впоследствии с ним происходит что-то негативное (он спотыкается, наступив на шнурок, или ему ставит подножку попрошайка, либо он попадает под машину). |
Каждого участника эксперимента спрашивали, было ли негативное событие результатом того, что прохожий отказал нищему в помощи. Большинство отвечало отрицательно, для них причиной несчастья был шнурок, подножка или наезд машины. Бомар замерял время ответа. Выяснилось, что когда прохожий вел себя плохо и затем происходил не связанный с ситуацией инцидент, волонтеры обдумывали ответ значительно дольше, чем когда в предлагаемой истории прохожий был добросовестным либо когда ему намеренно ставил подножку попрошайка. |
По версии Бомара (хотя он не может ее доказать), временная разница связана с тем, что участники эксперимента действительно размышляли о связи между действиями прохожего и его дальнейшей судьбой. Другими словами, они рассматривали идею, что пешеход получил по заслугам в результате вмешательства некой высшей силы. |
Такая интерпретация потребует существенной дальнейшей проверки, пишет The Economist. Но она согласуется со вторым результатом проекта, в котором проверялось понятие о том, что Бог всегда видит нас. |
Всевидящее око |
Этот вопрос Бомар исследовал совместно с учеными Лондонского и Сиднейского университетов — Райаном Маккеем и Пьерриком Бурра. Они проверяли, влияют ли на поведение людей сигналы о том, что за ними наблюдают. |
В ходе этого эксперимента организаторы предложили волонтерам оценить два поступка — предоставление ложной информации в резюме и присвоение денег из потерянного кем-то кошелька. Вопросы были напечатаны на бумаге, и на половине листочков с заданием на картинке были изображены глаза, на остальных были нарисованы цветы. Выяснилось, что соответствующая первая половина респондентов сочла оба проступка более серьезными, чем вторая. |
Опять же это еще ничего не доказывает, комментирует The Economist. К тому же люди вообще, как известно, гораздо больше ощущают угрызения совести, когда их поступки на виду, и необязательно речь идет о высшей силе. Как бы то ни было, эксперимент указывает на некий ментальный процесс, который может воспринимать религиозные идеи о всеведущем Боге-судье. |
Для дальнейшей проработки исследователи проанализировали результаты опроса социологической организации World Values Survey, проведенного в 87 странах. Социологи в частности задавали респондентам вопросы о религиозных верованиях и допустимости различных нарушений и грехов — от разбрасывания мусора до супружеской измены. В итоге был сделан вывод, что те, в чьей религии присутствует Всеведущий Бог-судья (христианство, мусульманство и пр), относятся ко всем этим грехам более строго, чем остальные (буддизм и др.), у которых в системе верований такого нет. |
Что остается в памяти |
Кроме того, ученые рассмотрели вопрос о ритуалах и обрядах, которые обусловливают объединяющую функцию религии, поощряющую взаимодействие и сотрудничество. Харви Уайтхаус (Harvey Whitehouse) из Оксфордского университета разделил их на две категории и сопоставил с двумя видами долговременной памяти. Семантическая память хранит информацию, сознательно усваиваемую без личного опыта (например, уроки истории в школе). Другая — эпизодическая память — хранит события индивидуального опыта человека. |
В религиозных доктринах преобладают частые, но не особенно сильные по своему эмоциональному накалу ритуалы, с которыми могут быть связаны большие корпусы религиозного учения в семантической памяти. Это относится к пятничным молитвам в исламе и ежедневным мессам для наиболее приверженных религии католиков. |
Второй аспект — образный, имажинистский в терминологии Уайтхауса — опирается на волнительные события, которые хранятся эпизодической памятью. Они могут быть как радостными, так и неприятными. Поскольку «травмы» вспоминаются более живо, чем пики эйфории, в религиях, с точки зрения Уайтхауса, должны преобладать первые. Так и получается. |
Например, существующие в некоторых племенах страшные обряды посвящения оставляют сильное впечатление, которое вряд ли в какой-то момент забудется. Кроме того, они усиливают чувство общности между теми, кто прошел инициацию; таким образом, это еще и упражнение на укрепление чувства солидарности, если оно в принципе присутствует. |
Для проверки предположения о существовании двух типов ритуалов Уайтхаус с коллегой составили базу данных из 645 обрядов, практикуемых в 74 культурах, на основе материалов этнографического собрания Human Relations Area Files. Они оценили частотность каждого ритуала и степень его эмоционального накала. Как и прогнозировал Уайтхаус, действительно ритуальные практики группируются у крайних полюсов эмоциональной шкалы. |
На следующем этапе необходимо расширить базу информации, в частности с добавлением исторических данных. Исследователи также могут расширить охват с включением в анализ нерелигиозных ритуалов, в том числе исполнения корпоративных гимнов. Эта цель поставлена для дальнейшего этапа исследований Explaining Religion, которые должны начаться в этом году. К работе подключатся антропологи, археологи, специалисты в области эволюционной психологии и историки. Предполагается, что исследования будут охватывать 5000 лет истории. |
И даже если в полном объеме задача Explaining Religion не была решена, в результате состоявшегося исследования ученым удалось определить перспективные направления изысканий и открыть для беспристрастного изучения сферу человеческой деятельности, которая редко подвергалась объективному анализу. |
http://www.bfm.ru/articles/2011/04/24/uchenye-zadumalis-nad-objasneniem-religii.html#text |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|