Карлос Кастанеда - Изобретатель мифа
|
25/12/2010 |
Анатолий Королев, писатель, член русского ПЕН-Клуба - для РИА Новости. |
Легендарный американский писатель и антрополог Карлос Кастанеда (1925 - 1998) - пожалуй, одна из самых загадочных фигур современной культуры, человек, чье 85-летие со дня рождения - уверен - отметят 25 декабря тысячи фанатов по всей Земле, в том числе и в России. У нас он особенно популярен: маг, шаман, гуру, основатель уникального философского учения о путях воина и истинном строении мира… |
Так вот, в строгом биографическом смысле сказать что-либо конкретное о жизни Кастанеды практически невозможно, кроме факта его смерти - 27 апреля 1998 года в Лос-Анджелесе. Даже дата его рождения была раскрыта только лишь журналистами из журнала «Тайм», которые провели чуть ли не шпионское расследование для выяснения элементарных фактов. |
Кастанеда тотально окутал свою жизнь тайной, утверждая, что личная биография бессмысленна для мага, что она - ложный путь познания личности, потому что искусственно останавливает движение человека по силовым линиям мира и замыкает его в ложный кокон неправильной информации. Вот почему он почти не давал интервью, запрещал себя фотографировать и снимать, и даже простенький диктофон требовал выключить, потому что-де запись голоса профанирует истинное общение. И так завещал ему вести себя его великий учитель, шаман дон Хуан Матус, толтек из племени яки: Карлос, избавься от всего личного. |
Но есть и более простые объяснения столь маниакальному поведению Карлоса Кастанеды. Еще при жизни антрополога его коллеги, знатоки индейской культуры, обвиняли Карлоса в том, что никакого дона Хуана в реальности нет, что это удачная выдумка ловкого шулера и махинатора, который сумел обвести вокруг пальца сотни профанов и заработать на призраке мага миллионы долларов. |
В ответ Карлос говорил, что на земле нет никакой вашей «реальности», господа, что вся картина мира, которая существует в сознании современного белого человека, изначально ложна… |
Что ж, Карлоса Кастанеду - пусть с натяжкой, пусть - но все-таки можно поставить в один ряд с таким критиком европейского сознания, как Бертран Рассел, а акценты, расставленные Кастанедой в своих книгах, сопоставимы с мистическими картинами мироздания, каковые открылись гению Якова Беме. Кстати, тот же Беме - сапожник по своей основной профессии - и открывает галерею великих дилетантов, каковые решили перевернуть все привычные представления о реальности. |
Дилетант Кастанеда из этого ряда ниспровергателей. |
А началось все достаточно просто - нерадивый студент Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда должен был сдать для защиты магистерской диссертации очередную курсовую работу по антропологии профессору Клементу Мейгану… Лето шло к концу, а на счету молодого Карлоса не было ни одного факта из полевой практики для отчета университету. Поясним: полевая практика антрополога - это фиксация разного рода живых свидетельств на ту или иную этническую проблему, например, о том, как используют мексиканские индейцы лечебные свойства кактуса пейот, известного своим наркотическим эффектом. |
Как же поступил Карлос? А очень просто - он выдумал свою курсовую работу от первого до последнего слова! Недаром позднее сестра Кастанеды (существование каковой тот, естественно, отрицал) говорила, что Карлос с детства был великим выдумщиком и прохиндеем. Неслучайно журнал «Тайм» обнаружил в документах иммиграционной службы, что на самом деле Кастанеда родился не в 1935 году, а на 10 лет раньше, что он житель Перу, а не бразилец, что мать его была жива и целехонька все его детство, и не был он никаким сиротой, и так далее. |
Курсовая работа студента Кастанеды, которая называлась «Учение дона Хуана: путь индейца из племени Яки», произвела сильнейшее впечатление на профессора Мейгана - надо же! Молодому дилетанту посчастливилось в Мексике познакомиться с настоящим магом, который не только поведал американцу тайны наркотиков из пейота, но еще и посвятил его в ученики и раскрыл славному парню величайшие секреты мироздания таким, каким его видят и понимают шаманы, хранители вековой эзотерики, способные даже перемещать свое сознание - лучом психической энергии - в будущее. |
Заподозрить Карлоса в выдумке было практически невозможно, ведь он всего лишь тщательно записал слова старого практика. Слишком продуманным выглядел мир магов с его уникальной системой понятий: сталкинг, тональ и нагваль, точка сборки, путь воина, неделание, огонь изнутри… |
Вскоре очарованное издательство университета «University of California Press» выпустило (1968) студенческую работу небольшим тиражом, и вскоре труд Кастанеды превратился в сенсационный бестселлер, изданный в считанные месяцы миллионными тиражами. Кастанеда стал миллионером и, смекнув, что нашел золотую жилу, оперативно выпустил в свет еще два шедевра своего гениального воображения: «Отдельная реальность» (1971) и «Путешествие в Икстлан» (1972). В этих изумительных по силе романах, сделанных в методике нон-фикшн, писатель до мелочей продумал контуры шаманской мифологии. С такой же тщательностью его великий предшественник Толкиен выстроил карту своего Средиземья со страной хоббитов и мрачным Мордором. Только в отличие от перуанца он не маскировал свою выдумку. А миллионеру Кастанеде пришлось фактически перейти на нелегальное положение, скептики требовали предъявить дона Хуана Матиуса публике… Поэтому - вы уже догадались - дона Хуана пришлось вскоре похоронить. Да так, что никаких реальных следов существования великого призрака не осталось. |
Мне первая книга Кастанеды попала в руки в начале семидесятых годов - самопальный перевод книги «Путешествие в Икстлан», толстая кипа листов папиросной бумаги со слепым машинописным шрифтом имела все признаки документа, я читал уникальный труд автора как безусловное свидетельство личного опыта, не понимая, что держу в руках одну из первых книг нового жанра, роман в форме отчета, роман-видение, дневник снов, нечто в духе сочинений Блаватской о тайнах Индостана, мистический триллер, который можно поставить в один ряд с другими шедеврами латиноамериканской литературы, с романами Маркеса и Марио Варгаса Льосы… или фантазиями Борхеса. |
Короче, не отрицая эстетическую ценность произведений Карлоса Кастанеды, спросим, а есть ли в его текстах философская ценность? Ответить на этот вопрос сложнее - например, учение дона Хуана о точках силы или о пути воина: есть ли тут научный смысл? |
Так вот, думаю, что Кастанеде удалось создать свою уникальную систему понятий, по-своему исполненную силы и очарования, систему, которая действительно раздвигает горизонты человеческого восприятия и захватывает древней языческой мощью правды и вымысла, истины и авантюрной научности, мистификации и опыта. |
Труды Кастанеды одновременно стоят на полке фэнтези и науки. |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции |
http://www.rian.ru/analytics/20101225/313057327.html |