Мыс Бурхан (Шаман-скала)
|
07 сентября 2010 |
Это великолепное творение Байкала имеет много названий: мыс Пещерный, мыс Шаманский, скала Шаманка, мыс Бурхан. |
Исторически первым было название мыс Шаманский, Шаманка. После вытеснения шаманизма буддизмом появилось и новое название святого для верующих бурят места - Бурхан (по-бурятски «Ойхон-эхэ-бабай»). В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника. |
Мыс Бурхан - мыс в средней части западного побережья острова Ольхон, на озере Байкал. Оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала». Эта одна из девяти святынь Азии стала одним из самых знаменитых образов Байкала: без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Увидеть её приезжают многочисленные туристы из разных стран мира. Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. Мыс находится на территории Прибайкальского национального парка, вблизи мыса расположен посёлок городского типа Хужир с населением 1,3 тыс. жителей — самый крупный посёлок на острове Ольхон. В настоящее время мыс имеет статус государственного природно-исторического памятника. |
Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета, а примыкающий берег — гранитовой породой, перемежающейся с роговообманковым гнейсом. Бурхан далеко вдаётся в Байкал, соединяясь с берегом лишь низким и узким перешейком, что дало основание отнести его к мысам «островидного типа». Перешеек мыса покрыт наносом и переходит в луговое, травянистое прибрежье соседней бухты. |
Название мыса «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма, отчасти заменившего шаманизм. Словом «Бурхан» буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем. |
Легенда |
В древних шаманских преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай избрал местом обитания пещеру на мысе Бурхан острова Ольхон. |
По словам ольхонских стариков, Хан Хутэ-баабай имеет три призрачных дворца: один – на небесах, второй – на земле, это мыс Бурхан, третий – в подземном мире. |
Одна из легенд гласит: «Хан Хутэ-баабай, сделавшись царем всех шаманов, избрал постоянным местом пребывания остров Ольхон. Он стал хозяином острова, а также защитником и покровителем всей шаманской религии северного толка». Почитание его было так велико, что даже следуя по особо важным делам, ни один из местных жителей не решался проскакать верхом мимо мыса с пещерой. Копыта коней обвязывали сверху кожей, чтобы не цокали и не тревожили покой Великого Духа. Путники спешивались и проводили коня поводу. |
Священная Шаманская Скала со сквозной извилистой пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, проходить сквозь нее никому не разрешалось. Высота ближней к берегу части скалы — 30 м, высота дальней части — 42 м. Шаманская пещера, которая образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород, находится в ближней к берегу части скалы. Длина хода пещеры около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. Наиболее удобен вход с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина. |
С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, который выглядит как изображение дракона. |
Великий Дух |
Первые исследователи Байкала в XVIII—XIX веках отмечали, что пещера на мысе Бурхан вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят; обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. |
В древности на мысе Бурхан совершались культовые жертвоприношения духу-хозяину острова Ольхон. Рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили шаманов. В местном краеведческом музее находятся шаманские предметы, собранные на пепелищах в этой роще. |
Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за две версты. По одной версии, запрет для женщин проходить сквозь пещеру, связан с убеждением древних людей, что присутствие «греховниц» могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, так как считалось, что посещение пещеры может осложнить роды — и потомства не будет. |
Запрет на посещение этого места так же касается детей. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой энергетики может вызвать непредсказуемые последствия. |
На Шаманском мысе ольхонские буряты давали клятвы, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, обещания об исполнении долга. Также, сюда приезжали бездетные буряты из разных регионов с просьбой о даровании детей. |
В старину в Шаманской пещере находилась буддийская молельня, в которой были расставлены разнообразные медные, бронзовые и серебряные фигурки буддийских божеств, бумажные и из ткани иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности. По свидетельству посетителей пещеры в 1902 году, в пещере находились подвешенные буддийские иконы на полотне, медные чашечки и курительные свечи. На камнях кругом пещеры, как и в настоящее время, лежали медные монеты и куски синей ткани с надписями благопожеланий. Не осталась в стороне и православная церковь - в пещере некоторое время находилась икона Николы Чудотворца. Легенды рассказывают, что шаман, проходя сквозь скалу, вызывал священный трепет у верующих, которые не знали о существовании сквозной пещеры. Правды в этой легенде, скорее всего, не больше, чем в той, которая говорит, что где-то недалеко от Бурхана, или даже в Шаманской пещере, находится могила Чингисхана. |
По рассказам старожилов, в первом десятилетии XX века для молебствия около скалы приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Ламы говорили, что в пещере мыса живёт монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения; что ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжают сюда молиться. |
Не каждый выдерживает энергетику этого священного места: на кого-то Шаманка наводит ужас, на кого-то умиротворение и спокойствие, но все без исключения чувствуют присутствие духов. Великий Дух до сих пор живет здесь. |
Археологические находки |
Богатая история Бурхана привлекла внимание не только российских, но и иностранных археологов. В 1975 году здесь работала совместная советско-американская экспедиция. Одним из результатов ее работы стала гипотеза об азиатском происхождении коренного населения Северной Америки. На самом Бурхане и поблизости сделано много археологических находок. Шаманская пещера впервые осмотрена и описана И.Д. Черским в 1879 году. Позднее в ней были найдены монеты XVIII века, а в 1989 году проведены основательные раскопки и найдены предметы, относящиеся как к недавним временам (XVII-XIX вв.), так и к эпохе неолита (V-III тысяч лет до нашей эры). Часть находок хранится в Хужирском музее. |
Ещё больше археологических находок сделано во время раскопок на перешейке, соединяющем Бурхан с островом. Здесь были найдены стоянка древнего человека, больше десятка захоронений, относящихся к эпохам неолита и бронзового века (V—II тыс. лет до н. э.), и множество предметов: нож и топор из нефрита, наконечники стрел, фрагменты керамики, предметы из камня, кости, железа, бронзы, золота и другие. |
http://www.irk.aif.ru/turizm/article/15570 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|