Культ дерева в Азербайджане
|
08.06.2010 16:44
|
|
|
Умид Айсель - этнограф, сотрудник Института археологии и этнографии
|
НАНА специально для Trend Life
|
|
«Если спросишь имя матери моей, отвечу - Могучее дерево!
|
|
Если спросишь имя отца моего, отвечу- Царь-Лев!»
|
|
Так отвечал герой эпоса «Книга Деде Коркута» Басат грозному Циклопу. О том, что главные герои эпосов, сказаний, мифов, легенд имеют одного или двух родителей божественного, растительного или зооморфного происхождения, мы знаем из культуры разных народов. В данном случае Басат сообщает о том, что ведет свое происхождение от сильного, грозного царя зверей - льва и могучего дерева. «Почему от дерева?» - спросите вы. «Ну, со львом все ясно. Кому бы не хотелось иметь сильных, могущественных, храбрых, величественных предков, перед силой и царственностью которого не устоит никто. Но чем привлекает дерево? Какие особенности оно в себе таит, чтобы связывать себя с ним?»
|
|
Древние тюрки почитали деревья, как своих предков. В источниках содержится информация о том, что гунны приносили жертву дереву, окропляя его листья кровью жертвы, увешивая ветви его шкурой. Древние тюрки считали дерево матерью всех матерей, матерью предков всех народов.
|
|
Культ деревьев есть почтительное, благоговейное, бережное отношение к природному объекту, наполненное магией, мифологией, знаниями традиционной медицины. Конечно, если говорить о Новом времени, о Средневековье, то в эти периоды исторического развития знания об истоках почитания деревьев, о том, в чем заключается мифологическая суть этого явления, представляли собой скорее традицию, передаваемую из поколения в поколение, которой следовали по той простой причине, что так надо, так делали предки, и так будут дальше поступать потомки. Знающих истинный смысл ритуалов, обычаев, обрядов, символов, связанных с деревьями, было не так много. В современном мире искренне верящих в сакральную силу деревьев, в могучую силу обитающих в них духов, единицы.
|
|
Издавна культ деревьев был широко распространен среди многих народов, в том числе и среди азербайджанцев. ВАзербайджане имеется большое количество мест поклонения священным деревьям, мест почитания их как источников целительной, спасительной, животворящей силы, силы, дающей бездетным матерям детей, дарующей исцеление от всяких недугов, благополучие - нуждающимся.
|
|
Как много таких вот оджагов, пиров, связанных со священными деревьями! Их можно встретить по всему Азербайджану. В Геокчайском районе, вблизи селения Шехадет издавна существовал пир, где на высоте одного метра от земли на дереве имелось круглое отверстие. Накануне праздника Новруз, в последний вторник уходящего года сюда приходили бездетные матери, также к пиру приводили детей, которые не могли ходить. Традицией являлось и приготовление еды. Налицо вера в целительную силу деревьев. С надеждой на осуществление заветной мечты, заветных желаний связан обычай, когда люди, приходившие в такие места поклонения, привязывали к ветвям деревьев лоскутки материи, веря в то, что таким образом они оставляют тут свои недуги.
|
|
Возможно, вы слышали о Древе желаний, Древе жизни, Древе мира. О чем нам говорят эти словосочетания? Почему древо жизни, мира? Речь пойдет о древнем человеке, который искренне верил в могущество природы, могущество окружающей его действительности, частью которой он себя считал, вне которой немыслимо было его существование. Оттого и обладали природные объекты, явления чертами присущими человеку - они могли гневаться, хитрить, обманывать, быть храбрыми, справедливыми, добрыми. Древний человек- это не самостоятельный индивидуум, древний человек - это единое с природой, космосом целое. Древний человек, живущий мифами, являлся активным участником природных процессов. К примеру, он мог участвовать в вызывании солнца, дождя, холода путем разнообразных магических ритуальных средств. Древний человек заклинал дождь, хранил зимой огонь в домашнем очаге, для того, чтобы помочь разогреться весеннему теплу. Древний человек жил чувством своей причастности ко всему тому, что происходило в окружающей его природе. Для древнего человека миф отнюдь не был выдумкой, байкой, наоборот, он играл роль истины, объясняющей устройство вселенной, природу его самого, истины, разъясняющей человеку место, которое он занимал в этом мире.
|
|
Древнему человеку вся окружающая его реальность, вселенная в целом представлялись имеющей определенную форму. То самое Древо мира и было представлением древнего человека о том, в каком виде существует мир, частью которого он является. Да, именно в виде огромного вселенского дерева. «Это из области фантастики!» - воскликнете вы. Небольшая поправка - не из области фантастики, а из области мифологии. Именно мифология дала "добро" на то, чтобы человек далекого прошлого представлял себе окружающий мир огромным деревом. Это дерево, в представлении древних, делит всю нашу вселенную на Верхний мир, Средний мир (мир, заселенный живыми, наш мир) и Нижний мир (Подземный мир). Это сверху вниз, а говоря грамотным языком - по вертикали. По ширине, то есть, по горизонтали, Древо мира или Мировое древо делило вселенную на переднюю, заднюю, правую и левую части. Для древнего человека это не только понимание того, что есть такие вот направления в пространстве. Для древнего человека Древо мира своего рода средство, программа (на современном языке), с помощью которого мир приобрел определенную структуру, в мире восстанавливался порядок. То, что Древо мира в понятии древних разделило пространство на четыре направления по горизонтали и три - по вертикали (верх, середина, низ), говорит о том, что по сути это -модель мироздания, модель, в пределах которой все существует в полном порядке, балансе, соблюдены все пропорции. Вот такая вот философия.
|
|
О Древе мира нам могут рассказать и знакомые с детства орнаменты на ковровых изделиях и других предметах прикладного искусства, и горячо любимые нами сказки, и многочисленные ритуальные обряды, обычаи, а также большое количество археологических находок. Вспомним традиционный азербайджанский ковер. Как правило, украшение ковра - это замысловатые узоры, временами с легкостью доносящие до нас идею, смысл, вложенный в него автором, а временами настолько причудливые и непонятные, что заставляют задуматься над замыслом мастера. Зачастую они напоминают друг друга, но нередко встречаются среди них и уникальные, неповторимые. Среди ковровых орнаментов есть один, который применяется довольно часто. Это - изображение Древа мира. Орнамент, символизирующий его, имеет несколько вариантов. Например, он может реально отображать дерево, то есть показывать его таким, каким оно существует в природе. Но нередко орнамент может иметь чисто геометрическую форму. К примеру, символическое изображение «якоря», который по форме напоминает стрелу. Это - один из вариантов изображения Древа мира. Как правило, по бокам от Древа мира изображаются птицы, которые в мифологии являются символами Верхнего мира. Также изображаются козлы в качестве символов мира среднего, населенного живыми существами. Козлы также олицетворяют благополучие, солнце. Помните Козу из новрузовского представления, которая противопоставлялась Косе - символу сил зла? Коза в этом представлении есть символ добра, весны, новой жизни, плодородия, благих начинаний.
|
|
Вернемся к Древу мира, Древу жизни. Интересны изображения Древа жизни, например, на глиняных изделиях, обнаруженных археологами в Ханларе. Имеется изображение Древа мира, по сторонам от которого помещены символы солнца в виде свастик. Всем, наверное, известно, что свастика у ряда народов мира, помимо прочего, символизировала солнце. И населению древнего Азербайджана не было чуждым подобное отображение источника тепла и света. В некоторых случаях на упомянутых глиняных изделиях такие символы солнца заменяют изображения коз. А не о том же Древе мира говорит изображение трехлепесткового цветка, обнаруженное среди рисунков, найденных на надгробиях кладбища Чярчи недалеко от города Казах, относящихся к XIX веку? Исследователи объясняют этот рисунок именно так.
|
|
Древо жизни, в понимании древних, обладало могучей силой, являлось источником мудрости, познания таинств. В нем таилась сила вечной жизни. Рай древних ассирийцев и вавилонян помещался на пересечении рек Тигра и Евфрата, где росло Древо жизни. Оно покрывало своей тенью все водное пространство. Испивший его сока обретал вечную жизнь. В Иране Древо жизни называлось Хома, в Индии- Сома. Зороастрийцы при совершении определенных ритуалов также обращались к Древу жизни. Об этом гласит Авеста. Автор основных частей Авесты (гатов) Спитак Спитама задает вопрос Ормузду, божеству Добра, о том, где земля наиболее радующая, на что тот отвечает: «Там, где священник стоит перед жертвенником со священным деревом, сакральным для огня». Значит, можно сделать вывод - плодородие земли, урожай и благополучие напрямую были связаны с Древом жизни. А Древо было, в свою очередь, связано с храмом огня, с его жертвенником. Не о том ли говорит нам изображение на бронзе, найденное в Зивийе (Южный Азербайджан), где изображен священник, стоящий перед жертвенником, на котором в глиняной посуде помещено священное дерево?
|
|
Украшение праздничного стола, один из основных символов Новруза Семени (проросшая пшеница), также является символом жизни и вечности. Так значит, эта древняя традиция возникла не просто так, значит, взращивание Семени не простое желание украсить праздничный стол, дабы придать ему декоративную красоту, торжественность. У всего свои причины, свои корни! Порой, наблюдая какой-либо ритуальный обычай, посторонний наблюдатель не видит никакой связи с культом деревьев, с представлениями о Древе мира. Но зачастую эти представления, этот культ проявляют себя с помощью символов, символических обозначений. Роль Древа мира может сыграть самый обыкновенный предмет, на первый взгляд никоим образом не связанный с этими древними верованиями. Не по той же причине ли шаман, общаясь с духами во время ритуала, использует шест как символ Мирового Древа для путешествия в иные миры? Ведь этот самый шест, как олицетворение Древа мира, как раз связывает все миры в традиционном понятии, является дорогой, по которой шаман путешествует.
|
|
О могучее Древо мира, Древо мудрости, Древо жизни и бессмертия! Древний человек искренне верил в твое существование, искренне возлагал на тебя надежды, на твои безграничные силы, твое могущество, твою бесконечность во времени и пространстве!
|
|
Потому и говорил Уруз, герой эпоса тюркских народов «Деде Коркут», обращаясь к дереву:
|
|
"Захочу взглянуть на крону твою, не увижу!
|
|
(буквально « без кроны ты»)
|
|
Захочу увидеть корни, не увижу!
|
|
(буквально «бездонно ты»)".
|
|
Принося жертву деревьям, сохраняя и передавая из поколения в поколение веру в силу деревьев, культивируя ее, человек надеялся на их непременную помощь. Срубить священное дерево было равносильно совершению греха. Запрет на их вырубку существует и поныне. Священные деревья, такие как плакучая ива, гранатовое дерево, дуб и т.д. почитаются в народе. Помните азербайджанскую сказку, когда девушка превращается в гранат? А роль граната, которую он играет в любовных отношениях? Отголоски того же поклонения священным деревьям. По традиции, люди даже произносили клятву деревьям, а также рядом с ними. Возможно, искренняя вера в силу священных деревьев, традиционно существующий запрет на их вырубку стали причиной сохранения природных ресурсов, природного ландшафта, сохранения гармоничного сосуществования природы и человека. Есть такая наука - этноэкология. Этноэкологи, помимо прочего, занимаются изучением знаний о природе у тех народов, общностей, которые живут в плотной зависимости от окружающей среды, имеют о ней особые знания. Такие общности, например, на Алтае, в Карелии, Латинской Америке, на африканском континенте, по-особому относятся к природе. Более боязливое, почтительное, осторожное отношение к окружающему миру включает в себя знания о том, что, к примеру, какое-либо животное - это не просто животное, а воплощение духа предка, шамана, которое нельзя убивать. Такое же отношение и ко всей природе в целом (в том числе и к священным деревьям) составляет традиционное экологическое знание (ТЭЗ). Последнее включает в себя, помимо того, о чем говорилось выше, например, знание особенностей повадок животных, сроков природных явлений, целебных свойств растений.
|
|
Насколько существенную роль для современного общества играют подобные знания, мы можем убедиться, ознакомившись с Программой ООН по окружающей среде, принятой в 1987 году, которая призвала международное сообщество учиться у аборигенных народов их традиционному умению управлять экологическими комплексами, перенимать их знания в сфере землепользования и использования природных ресурсов. Среди таких форм управления - кочевое пастушество, лесное и террасное земледелие, охотничьи промыслы, рыболовство и собирательство".
|
|
Культ деревьев - это часть нашей культуры, нашей исторической памяти. Никто не призывает к повсеместному поклонению священным деревьям, ритуальным жертвоприношениям, обязательному посещению культовых мест, связанных с верой в священную силу деревьев. Но знание этой традиции, ее источников, охрана исторических памятников, связанных с этим культом способствуют укреплению нашей культурной самобытности, передаче из поколения в поколение полезных знаний о природе, бережному к ней отношению. Изучение этого вопроса также помогает восстановить наше прошлое, постичь ту кладезь знаний, представлений, которые стояли у истоков зарождения культуры нашего народа.
|
|
Связаться с автором статьи можно по адресу life@trend.az
|
|
http://ru.trend.az/life/master/1701369.html
|