Шаманизм — в мегаполисы!
|
Глеб Давыдов
|
21 сентября 2009 года, 11.27
|
|
В Москве прошёл шаманский фестиваль «Конь-самолёт, или Небесное зеркало»
|
|
Запах можжевелового дыма не раз разносился по «Индрикграду». На протяжении трёх дней здесь состоялось 27 часов шаманских практик, лекций, семинаров, мастер-классов. Выступали практикующие колдуны из Тывы, Хакасии, Бурятии, Якутии, психологи, антропологи, историки и просто интересующиеся. Три дня все они пытались ответить на вопрос «Возможно ли и нужно ли практиковать шаманизм в условиях жизни в мегаполисе?».
|
|
Шаманка надевает на голову металлический обруч с колокольчиками, берёт в руки большой ритуальный бубен, отделанный белой козлиной шерстью, закрывает глаза и начинает камлать. Сперва она бьёт в бубен тихо, так что его вибрации лишь слегка окутывают собравшихся. Потом начинает ударять всё сильнее, и в передних рядах поднимается самый настоящий степной ветер (притом что дело происходит в закрытом помещении). Шаманка вращается вокруг своей оси и, не прекращая отстукивать ритм, что-то поёт, хрипит, тихо приговаривает, шепчет. Вдруг — душераздирающий крик. Нечеловеческий смех. И снова бубен.
|
|
|
«Обычно мы обращаемся к нему, если на душе тревога или надо посоветоваться по поводу будущего, — продолжает Агустин. — Ночью он приводит вас к водопаду и даёт выпить травы». После порции зелья следует первое купание. После второй порции человек купается ещё раз. Затем его либо рвёт (что означает его неготовность получить сообщение из другого мира), либо у него начинаются видения. Агустин также прошёл этот ритуал: «Я видел мою мать и дочь, и они уплывали от меня в сторону большого солнца. Я пытался их удержать, но мать уплыла, а дочку я удержал за палец. Шаман сказал, что они обе заболеют и мать умрёт, а дочь останется жива, — и очень скоро всё так и произошло».
|
Читать дальше
|
|
«Больше не фотографируйте ничего вообще никто», — органично вплетает она в ткань своих заклинаний слова, обращённые к фотографам. Она прыгает, топает, на разные голоса воет, стонет, скулит, поплёвывает и издаёт другие звуки, явно обращённые не к людям (большинство из которых внимает с закрытыми глазами и сложенными ладонями).
|
|
Звук бубна становится всё тише, на первый план выходят колокольчики… Шаманка оставляет бубен и начинает быстро ходить по рядам, окуривая свидетелей камлания горным можжевельником. Около некоторых зрителей она останавливается и стегает их плёткой по спинам. Судя по силе звука, иной раз ударяет она довольно больно, кое-кто даже вскрикивает. Раздаются плевки, короткие порывистые диалоги, шёпот заклинаний, снова колокольчики, опять свист плётки… Диалоги становятся всё пространней и конкретней. Некоторые обращаются к шаманке со своими насущными проблемами и просьбами.
|
|
Постепенно собравшиеся выходят из транса. Кто-то просветлённо смотрит в потолок, кто-то потирает затёкшие конечности…
|
|
Центр Москвы, «Винзавод», 18 сентября 2009 года, центр этнической экологии и культурного развития человека «Индрикград». Одиннадцать часов вечера. Заканчивается открытие международного этнографического фестиваля мастеров древнесибирских духовных практик и неошаманских психотехнологий «Конь-самолёт, или Небесное зеркало». Шаманку зовут Вера Сажина, она одна из активнейших практикующих шаманов Тывы, основательница религиозной организации тувинских шаманов «Уш-Моорук» («Три хребта»). А то, что она делала под занавес первого дня фестиваля, называется «обряд очищения бубном», который постепенно перерос в обряд очищения ээренями, духами-помощниками.
|
|
|
«Шаман стучит в бубен очень редко. И очищает бубном очень редко, — говорит Вера Сажина. — Чаще всего, когда люди приходят на приём к шаману, он очищает с помощью своих ээреней (духов-помощников). То есть шаману необязательно стучать в бубен, чтобы убрать болезни и злые силы. Ему достаточно просто подуть на человека или немножко поплевать. Или зажечь можжевельник, окурить человека. Или коснуться магическим предметом. Например, вот этой плёточкой духа Кымчи. Но когда шаман стучит в бубен, это прекрасное время. В этот момент шаман как будто летает на волшебном коне».
|
|
Запах можжевелового дыма ещё не раз разносился по «Индрикграду». На протяжении трёх дней здесь происходило нечто... 27 часов шаманских практик, лекций, семинаров, мастер-классов. Настоящие практикующие шаманы из Тывы, Хакасии, Бурятии, Якутии. Психологи, антропологи, историки и просто интересующиеся. Три дня все они делились опытом, объясняли друг другу сущность шаманизма и пытались ответить на заочно сформулированный вопрос «Возможно ли и нужно ли практиковать шаманизм в условиях жизни в мегаполисе?».
|
|
|
Одни говорили о тотальной оторванности городского жителя от природы, о его отчуждённости, о замкнутости и узости его сознания на фоне всё большего технологического усложнения окружающего мира. И приходили к выводу, что всерьёз заниматься в таких условиях шаманскими практиками хотя и трудно, но просто необходимо. Чтобы совсем не потерять человеческий облик.
|
|
Другие непосредственно брались за дело и показывали самые нужные техники, и тогда зал, в котором происходило действо, превращался в один сплошной ритуальный шатёр. Третьи просто фотографировали и с любопытством разглядывали некоторых ряженых участников фестиваля.
|
|
При встрече духа человека с другими духами те сообщают ему нечто важное о настоящем или грядущем. Обычно сны, имеющие важную весть, предстают в неясной форме и нуждаются в интерпретации шамана. Игнорировать полученное сообщение ни в коем случае нельзя. Например, если сон предсказывает, что человека укусит змея, то он назавтра должен быть очень осторожен, стараясь не выходить из дому. А если сон предсказывает удачу, необходимо выйти на охоту именно на следующий день.
|
Читать дальше
|
|
«На самом деле мы все анимисты и хотим освободиться от контроля, удрать из клетки матрицы, — сказал один из участников фестиваля антрополог из США Майк Анук. — В городе, в этих стеснённых и контролируемых условиях мы все ищем какой-то внутренней духовной свободы. Потому что мы все в душе охотники-собиратели и в городе часто чувствуем себя как в ссылке. И впадаем в уныние. Ведь по природе своей мы не хотим контролировать ни себя, ни других и насиловать землю и окружающую среду… И несмотря на эту раздвоенность и напряжённость (что мы такие, а окружающий мир — другой), некоторые из нас, городских жителей, находят для себя нишу. Например, есть созерцательные художники и учёные. Или даже те люди, которые всю жизнь не знают, чем бы они хотели заняться, — может быть, они-то и есть истинные городские шаманы, анимисты и охотники-собиратели… Поскольку мир будет становиться в ближайшее время всё более контролируемым и усложнённым, то, как противодействие этому процессу, всё сильнее будет развиваться шаманизм и другие исконные верования и религии. За шаманизмом будущее».
|
|
Другой участник фестиваля (и один из его организаторов) — Олард Эльвиль Диксон (посвящённый шаман, исследователь шаманизма, автор множества книг по традиционным верованиям народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока) — к этому добавил: «Шаманизм — это не только религия. Религия религией, но шаманизм — это ещё и реальное знание и конкретная техника, которая работает вне зависимости даже от того, к какому вероисповеданию принадлежит человек. Шаманизм именно потому и дожил до наших дней (а это как минимум 9 тыс. лет), что он легко адаптируется к совершенно разным религиозным системам и верованиям. Он очень толерантен. Поэтому обучиться шаманским приёмам и техникам может абсолютно любой человек. Это просто техники, которые позволяют раскрыть в себе нечто такое, что есть изначально в нас самих. Мы родились такими».
|
|
|
Обозначив одну из задач фестиваля «Конь-самолёт, или Небесное зеркало» как подведение итогов, Олард Эльвиль Диксон рассказал об истории шаманизма в России и текущем положении дел в шаманском сообществе.
|
|
В нашей стране шаманизм — одна из официально признанных религий. А в Республике Тыва и вовсе государственная религия наравне с буддизмом (шаманизм и буддизм там сильно переплетены, и тувинцы часто говорят, что шаманизм и буддизм — это два крыла, которые поднимают человека над его смертной природой). Первый шаманский съезд произошёл в 1993 году в Тыве, в городе Кызыле. Тогда же случилось и официальное признание шаманизма как одной из религиозных конфессий нашей страны. С тех пор существует шаманский профсоюз, и у большинства действующих шаманов имеется официальное удостоверение шамана.
|
|
Сейчас существует много ответвлений шаманского учения: например, «Белая вера» на Алтае и культ «Тэнгэри» (культ Вечного синего неба), который охватывает огромные пространства Центральной Азии. Очень сильно развивается шаманизм в Якутии, несмотря на то что там наблюдается серьёзное противостояние между шаманизмом и господствующим православием.
|
|
|
При этом в некоторых регионах, где шаманизм был исконной религией, сейчас традиция прервана. Например, на Чукотке шаманизм был во времена СССР практически полностью уничтожен. На Камчатке сохранились только какие-то остатки в виде этнических ансамблей. Не так давно скончались последние великие посвящённые шаманы на полуострове Таймыр. На европейской части России среди угорских народов тоже когда-то существовала шаманская традиция, но со временем она была полностью поглощена христианством, и сейчас шаманов там практически не осталось.
|
|
Вообще шаманов в России мало. По реестру шаманов — не более 500 человек на всю страну. Шаманы объединяются в шаманские общества. Самое известное из таких обществ называется «Дунгур» («Бубен»), это религиозная организация тувинских шаманов. Там же, в Тыве, работают общества «Тос Дээр» («Девять небес»), «Адыг Ээрен» («Дух медведя»), «Уш-Моорук» («Три хребта»). Несколько религиозных шаманских объединений существовало до недавнего времени и в Хакасии, но все они сейчас, по словам Диксона, распались.
|
|
|
Но в Тыве шаманизм процветает. В республике есть множество шаманских клиник. Если человек, например, чем-то заболел, то он может позвать не только врача, но и шамана. И более того — даже если больной уже находится в государственной больнице, он и туда может вызвать себе шамана.
|
|
«Обычно шамана приглашают люди, когда у них есть какая-то нужда, потребность, — рассказывает Вера Сажина. — Чтобы очистить дом, создать радостные отношения в семье, предотвратить несчастье, остановить смерть, если кто-то умер в доме из родственников. Вывести из дома духов умерших и опасных вредоносных духов. Чтобы рождались дети в доме и было благополучие. Иногда для совершения обряда на благополучие рода шамана вывозят в тайгу вместе со всей семьёй, там кормят духов тайги и совершают обряд, например, освящения шаманского дерева. Часто люди приходят в гости к шаману, в его дом. Например, чтобы им погадали. В процессе гадания шаман по вашей просьбе создаёт вам благополучную судьбу и создаёт преграды для злых сил, которые отнимают счастье, отнимают деньги и даже здоровье. Конечно, шаман ещё и лечит, снимает проклятия, порчу, сглаз… В общем, спектр деятельности шамана очень разнообразен».
|
|
Для многих тувинцев шаманизм — это необходимая составляющая повседневного образа жизни. В той или иной степени шаманскими приёмами пользуются там не только шаманы, но и простые люди. И по замыслу организаторов прошедшего фестиваля неплохо было бы распространить эту практику повсеместно, особенно в мегаполисах. Потому что это один из немногих действенных способов вернуться к себе. Вспомнить, что реальный мир намного больше, ярче и разнообразнее, чем мы привыкли об этом думать, и что всё в мире взаимосвязано, а добро и зло очень сильно переплетены…
|
|
«Сейчас такое время, когда нужно всем шаманам объединиться, потому что шаманские практики будут играть всё большую роль. Может быть, это будет уже не шаманизм, а нечто более совершенное и высшее. И все должны быть к этому духовно и физически готовы. Поэтому такие фестивали очень важны, и их нужно проводить как можно чаще» — так под конец фестиваля сказала корреспонденту «Часкора» шаманка из Якутии по имени Кюнь Сагары. И похоже, она права.
|
|
http://www.chaskor.ru/p.php?id=10481
|