Дети индиго: игры прихотливого разума
|
|
В гостях: Татьяна Филиппова, директор Центра диагностики развития детей и подростков ИВФ РАН
|
11/09/2009 20:05
|
|
НЕКЛЕССА: Добрый вечер, господа. В эфире передача «Будущее где-то рядом», у микрофона Александр Неклесса. Гость у нас сегодня – Татьяна Андреевна Филиппова, директор Центра диагностики развития детей и подростков Института возрастной физиологии. Добрый вечер, Татьяна Андреевна.
|
|
ФИЛИППОВА: Добрый вечер.
|
|
НЕКЛЕССА: И тема разговора у нас: «Дети индиго: игры прихотливого разума». Можете присоединиться и вы к этому разговору, господа радиослушатели, если позвоните нам по телефону 730-73-70, или воспользуетесь услугами сайта finam.fm. Вы можете задавать вопросы, высказывать свои суждения, по возможности краткие, реплики и так далее. В общем, будем говорить о детях индиго. Хотя, в общем, конечно, скорее всего, Татьяна меня поправит, если я ошибаюсь, скорее всего, это метафорическое обозначение некоторого происходящего процесса в этом сообществе детей и подростков. Или даже никакого процесса нет? Татьяна, как вы относитесь к генетике этого термина, к его содержательной стороне? И происходит ли действительно что-то с нашими детишками?
|
|
ФИЛИППОВА: Ну, здесь несколько сразу вопросов. С нашими детишками, конечно, что-то происходит. Начнём с того, как этот термин и что за ним стоит, что стоит за этим термином. Ну, насколько я понимаю вообще, занимаясь детьми около 30 лет, и как научный сотрудник, и непосредственно в практике, это всё-таки термин, который интересен, он зацепил публику что называется...
|
|
НЕКЛЕССА: Да, и весьма.
|
|
ФИЛИППОВА: Весьма зацепил.
|
|
НЕКЛЕССА: Кинофильмы выходят.
|
|
ФИЛИППОВА: И кинофильмы, да, да, да. Ну а другие термины не зацепили, которые тоже говорят о необычных детях. Скажем, «кристальные дети», «дети Оз», «дети света». То есть, это всё термины, которые наряду с «детьми индиго» используются. Но на слуху у всех...
|
|
НЕКЛЕССА: Последние три десятилетия.
|
|
ФИЛИППОВА: Да. Четверть века точно. А вот дети индиго действительно на слуху. Причём, я специально перед нашей передачей посмотрела, что есть в Интернете, что есть в библиотеке на эту тему. На самом деле, под этот термин попадают очень разные дети. И дети с синдромом дефицита внимания, и аутичные дети, и дети, действительно обладающие некими способностями, одарённые дети. То есть, это такая группа, конгломерат из разных детей с разными качествами.
|
|
НЕКЛЕССА: Татьяна, я вот тоже посмотрел, и даже выписал себе десять признаков. Действительно, они какие-то разные: асоциальность, низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе, эгоистичность, высокая самооценка, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитета, огромный творческий потенциал с высоким уровнем интеллекта и так далее. Я прочитал только часть вот этой всей параферналии, которая окружает образ детей индиго. Ну, а что на самом деле?
|
|
ФИЛИППОВА: Нет, на самом деле вот то, что вы зачитали, это можно на три крупных блока разделить. Первый блок – это одарённые дети. И одарённые дети были всегда, они есть и, надеюсь, всегда будут одарённые дети.
|
|
НЕКЛЕССА: Могут меняться наши дефиниции одарённости. Мы можем ведь выделять разные признаки в разные эпохи, в разные периоды.
|
|
ФИЛИППОВА: Тем не менее, одарённый ребёнок всё-таки проявляет себя достаточно рано, даже не к пяти годам, а раньше. Во-первых, своей...
|
|
НЕКЛЕССА: Ладно, согласимся, что одарённая группа достаточно рельефная и определённая. Две другие? Вы сказали «три группы».
|
|
ФИЛИППОВА: Это аутичные дети. Аутизм – это на самом деле заболевание, и здесь особенно опасно... Вот если у родителей аутичный ребёнок, а он по всем тестам может попасть, и родители решат, что у них ребёнок индиго, то тогда они будут культивировать эту его аутичность, вместо того, чтобы социализировать ребёнка. То есть, вместо того, чтобы решать проблему ребёнка...
|
|
НЕКЛЕССА: А нужно социализировать?
|
|
ФИЛИППОВА: Ну, в общем, конечно.
|
|
НЕКЛЕССА: А вы знаете, смотришь кинофильмы, видишь современную жизнь, видишь, что человек живёт замкнутой жизнью в отдельном домике. Особенно не социализирован, но за счёт своих внутренних одарённостей, он ведёт не то чтобы социальную, не то чтобы социализируется, но он находит свою ячейку, свою нишу, он создаёт какие-то произведения. Ну, мы знаем таких людей. Сальвадор Дали приходит на ум, скажем.
|
|
ФИЛИППОВА: Несомненно, но таких людей, согласитесь, Александр, единицы. Чтобы они были не только самодостаточны, самореализованы, и были при этом счастливы.
|
|
НЕКЛЕССА: Смотрите, Татьяна, может быть, это связано именно с тем, что я обозначил как стилистика эпохи? Потому что, может быть, действительно этих странных людей, детей, когда они ещё были детьми, их социализировали. И они утрачивали ту какую-то уникальность, тот аспект, которым они обладали в процессе социализации. А когда они развиваются каким-то иным образом, то они сохраняют эти свои странные качества, которые проявляются не только в сфере таланта, но именно как странность жизненная.
|
|
ФИЛИППОВА: Дело в том, что каждый ребёнок индивидуален. И вот для меня лично, я сделала для себя такой вывод, плюс вот этого термина «дети индиго» и вообще вот этой проблемы как проблемы, состоит в том, что родители, может быть, будут внимательнее к своему собственному ребёнку.
|
|
НЕКЛЕССА: Внимание родителей?
|
|
ФИЛИППОВА: Да, да, да.
|
И они будут, может быть, искать эту индивидуальность и развивать её.
|
|
НЕКЛЕССА: Третья группа?
|
|
ФИЛИППОВА: Третья группа – это дети гиперактивные или дети с синдромом дефицита внимания. «СДВГ» – есть такой термин. Но в этот термин попадают и дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивные дети.
|
|
НЕКЛЕССА: Ну, как раз четыре буквы – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
|
|
ФИЛИППОВА: Да. Но дело в том, что гиперактивность может не сопровождаться синдромом дефицита внимания, а может сочетаться.
|
|
НЕКЛЕССА: То есть, у нас ещё подгруппы в этих группах.
|
|
ФИЛИППОВА: Да, да, да. А вот в тех тестах, которые я посмотрела, это всё вперемешку. Поэтому говорить о том, что такие дети – дети нового тысячелетия, дети будущего существуют, в общем...
|
|
НЕКЛЕССА: Вы нас разочаровываете!
|
|
ФИЛИППОВА: Ну, я не хотела!
|
|
НЕКЛЕССА: А что тогда с современными детьми вообще происходит, если посмотреть на ситуацию XXI века? Вот в чём различие детей XXI века? По различным причинам: тут могут быть и генетические, и какие-то экологические причины – всё-таки мы живём не в той среде, в которой жили в XX веке. Я имею в виду не только какие-то экологические моменты, связанные с загрязнением, но просто вот новая виртуальная реальность, появляются какие-то совершенно другие аспекты деятельности. Дети не умеют писать, но очень быстро работают с клавиатурой. Вот всё это вместе как-то аккумулируется в некую целостность, интегрирует в какое-то новое качество, присущее детям, подросткам?
|
|
ФИЛИППОВА: В новое качество аккумулируется, когда это действительно... Вот ребёнок так развивается. На самом деле человеческий организм и психика, и физиология не изменилась за последние четверть века. То, что изменилось окружение, и ребёнок растёт в другом виртуальном пространстве, то есть его просто окружает и поток информации, и всё, с чем он сталкивается ежедневно, конечно, это не может не сказываться, прежде всего, на его психике. Но родителям надо понимать, что ребёнок не развивается быстрее. К сожалению, это частое заблуждение, свойственное большинству родителей, что ребёнок больше знает, то есть осваивает больший поток информации, даже если у него хорошая память, а у большинства маленьких детей она достаточно хорошая, а значит он более развитый. Но я родителям обычно привожу такой пример, который очень нагляден, мне кажется: никому не приходит в голову дать ребёнку твёрдую пищу, пока у него нет зубов. А дать неадекватную нагрузку возрасту, неадекватную интеллектуальную нагрузку в пять-шесть лет, или раньше существовал термин «плавать раньше, чем ходить», сейчас существует такой термин «читать раньше, чем ходить».
|
|
НЕКЛЕССА: То есть, вы противник сверхраннего обучения?
|
|
ФИЛИППОВА: Абсолютный. Потому что, к сожалению, сталкиваешься с тем, что сверхраннее обучение приносит порой не пользу, а трудности, которые потом приходится помогать исправить.
|
|
НЕКЛЕССА: Вы знаете, по Интернету уже пришёл нам вопрос, я его вам зачитаю, он как раз на эту тему. «Я мама первоклассника. Меня беспокоит озабоченность родителей ранним развитием и обучением своих детей. Вместо того, чтобы играть, гулять, посещать музеи и выставки, родители заняты тем, что записывают детей во всевозможные кружки и секции, на занятия по подготовке в школу. Бывает так, что у ребенка все-все дни недели заняты. При этом не всегда мнение и желание ребенка учитывается. Как оградить детей от сверхраннего обучения и такой нагрузки?» Светлана Хромова.
|
|
ФИЛИППОВА: Вы знаете, здесь тоже два понятия в одном вопросе: раннее развитие и раннее обучение. Раннее развитие, да, конечно, это имеет место быть, и всегда имело место быть. А вот раннее обучение, когда родителям хочется, чтобы ребёнок в 3-4 года зачитал, а если в 5 лет он не читает, то родители воспринимают это как жизненную трагедию и крах каких-то своих надежд на ребёнка – это совершенно ужасно, потому что это очень индивидуально. Ребёнок может действительно развиваться в своём темпе. Есть такое понятие «темп индивидуального развития», при этом это генетически заданная характеристика. И с современных позиций возрастной физиологии разница биологического и паспортного возраста может составлять плюс-минус 1,5, а то и 2 года.
|
|
НЕКЛЕССА: Но ведь родителям, наверное, очень сложно различить эти понятия? Действительно ли их ребёнок реально рано развивается или же это своего рода такая...
|
|
ФИЛИППОВА: Есть какая-то заторможенность, да.
|
|
НЕКЛЕССА: Ну, может быть не заторможенность, просто он обычным образом развивается, а им просто хочется видеть, что он быстро развивается. Знаете, давайте об этом поговорим после небольшой, очень короткой паузы. Я напомню нашим радиослушателям телефон студии: 730-73-70. Или сайт, с которого так же можно задавать вопросы: finam.fm.
|
|
http://finam.fm/archive-view/1531/
|