Пожилые люди меньше всего верят в загробную жизнь, показал социологический опрос в Воронеже
|
|
Институт общественного мнения "Qualitas" (Воронеж) выяснял отношение горожан к жизни после смерти, а также к широко распространённым суевериям, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru".
|
|
Опрос проводился методом личного интервью, выборка репрезентативна для населения г. Воронежа старше 18 лет по полу, возрасту и образованию, всего в опросе участвовали 660 человек.
|
|
Согласно результатам исследования, "верят" в один из ключевых религиозных постулатов (в разных видах представление о загробной жизни закреплено в вероисповедных доктринах) лишь 29% опрошенных. Больше всего "верящих" в загробную жизнь в возрастной группе 18-24-х лл. (41%) и среди тех, кто связан с различными формами предпринимательства - 46 %. Для сравнения - среди наёмных работников таковых оказалось только 27 %.
|
|
20 % участников опроса затруднились дать ответ.
|
|
Социологи зафиксировали ещё одну любопытную закономерность: по мере улучшения материального положения число верящих в загробную жизнь возрастает от 20% до 32%. Эта же зависимость выражается и по-иному: среди респондентов старше 60 лет (большинство лиц пенсионного возраста в России относят себя к малоимущим) зарегистрирован самый меньший среди возрастных групп процент верящих в загробную жизнь - 21.5 % и, наоборот, самый высокий показатель не верящих – 59.5 %.
|
|
По сравнению с аналогичным всероссийским опросом "Левада-центра" (январь 2008 г.) "не верящих" в загробную жизнь в Воронеже на 10 % больше, нежели в целом по России. "Верящих" тоже меньше – 29 % против 33 % опроса "Левада-центра". 5-и % расхождение есть и по группе "затруднившихся ответить": результаты общероссийского опроса дали 25 % затруднившихся, 20 % в опросе ИОМ "Qualitas".
|
|
Зато в возможность навести "сглаз" и "порчу" верит почти половина воронежцев (47%). Среди них женщин ровно в два раза больше, чем мужчин (соответственно, 60 и 30%). Максимальную легковерность продемонстрировали самые молодые участники опроса в возрасте 18-24 лет (56%). Эта же возрастная группа, к слову, дала и самый высокий показатель "верящих" в загробную жизнь – 41 %. Существует чёткая корреляция между уровнем образованности и доверием к оккультным практикам: она падает более чем в 2 раза с 85% до 37% и, тем не менее, остаётся на достаточно высоком уровне. Ещё один вывод, сделанный социологами, касающийся степени доверия/недоверия к оккультным действиям, связан с семейным положением респондентов. Разведенные пары полагают, что на человека можно наслать порчу или сглазить, чаще (61%), чем состоящие в браке (45%).
|
|
50% участников воронежского опроса верят в провидческие сновидения. Женщины - в два раза чаще, чем мужчины (64/31). Наибольшей впечатлительностью отличаются молодые: в возрастной группе от 18 до 25 лет – 63%, но уже в следующей за ней группе 25-30-летних наблюдается резкий спад до 35%. Однако доверие к данным сновидений возрастает до 54 % к пенсионному возрасту.
|
|
54 % воронежцев также верят в приметы. Среди 50-60-летних этот показатель достигает 63%, но после 60 лет снижается до 48%: "Пожилые люди, - говорится в отчёте об исследовании, - даже реже обращают внимание на приметы, чем молодежь от 18 до 25 лет (60%)".Верящих в приметы женщин 64%, мужчин только 40%. С ростом уровня образования происходит снижение внимания к приметам - максимально 80% при низких образовательных характеристиках, 48% - при самых высоких. На общем фоне выделяются своим отношением к приметам причисляющие себя к категории предпринимателей. Так, небезразличны к "предостережениям" 76% представителей этой группы. А вот среди наёмных работников аналогичный показатель достигает только 52 %.
|
|
Вопросы о вере в Бога, качестве веры, а также вероисповедной принадлежности респондентам не задавался.
|
|
Между тем, ранее ИОМ "Qualitas" был зафиксировал просто фантастический результат: почти 80 % опрошенных назвали себя православными. На данные того опроса довольно часто ссылаются представители Воронежской епархии РПЦ МП.
|
|
http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=69942&cf=
|