Ученые научились выборочно стирать память
|
23.10.08 15:31
|
|
ТЕКСТ: ПёТР СМИРНОВ
|
|
Если бы сценарий фильма "Люди в чёрном" писали сегодня, герои Уилла Смита и Томми Ли Джонса были бы вооружены не вспышкой, а генетическим вектором и небольшой таблеткой. Удалять ненужные воспоминания американские и китайские нейрофизиологи научились именно таким образом – но пока лишь у мышей.
|
|
Благодаря психологам и нейрофизиологам о памяти сейчас известно немало: кратковременная и долговременная, зрительная и моторная, с группировкой и без. Изучена даже электрическая активность участков мозга на всех стадиях запоминания; всего в работе памяти их выделяют четыре: восприятие, консолидация, хранение и воспроизведение.
|
|
В первой наибольшую активность проявляют органы чувств и соответствующие области мозга, во второй – гиппокамп, а две последние – удел коры больших полушарий, в которой и сформированы многочисленные нейронные сети, непосредственно «хранящие» информацию. Считается, что именно благодаря нейронам, а точнее образованию контактов между нужными нейронами, и происходит запоминание объекта или события, а кратковременная и долговременная память отличаются лишь стабильностью подобных контактов.
|
|
Ученым даже известно, какие сигнальные молекулы-медиаторы выделяются на каждой стадии работы памяти, но вот управлять ими, к счастью писателей-фантастов, до сих пор никто не умел.
|
|
|
Память
|
совокупность видов деятельности, включающих в себя как биолого?физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события,...
|
|
Нейрофизиологи из Университета Джорджии и их китайские коллеги решили исправить это недочет. Для этого они сконцентрировали своё внимание на ферменте под названием альфа-кальмодулин-зависимая протеинкиназа II типа (?-CaMKII), концентрация которого быстро и значительно меняется в отдельных нейронах на разных стадиях обучения. В первую очередь его выделение происходит на стадии воспроизведения памяти, однако его концентрация меняется и в ходе других процессов, связанных с памятью. Логично предположив, что управление этим процессом может изменить нормальный ход событий, ученые взялись за работу.
|
|
Для начала они генетически изменили участок мышиной ДНК таким образом, что она стала восприимчивой к специально созданному веществу NM-PP1 – так, чтобы инъекция или прием с водой этого «пускового препарата» мгновенно влияли на синтез ?-CaMKII. Конечно, такого результата можно было бы добиться и одними генетическими методами без дополнительных лекарств, но предложенный комбинированный метод позволяет усиливать синтез белка не постоянно, а лишь в необходимые моменты, причем очень быстро и ненадолго.
|
|
На втором этапе эксперимента ученые проверили влияние такого фармакологическо-генетического вмешательства на работу памяти.
|
|
|
Поскольку опросить испытуемых не представлялось возможным, то Цень использовал классические методики – тест на узнавание новых объектов и тест на страх. В первом случае мышек на трое суток помещали в замкнутое пространство, после чего на 15 минут клали туда незнакомый грызунам объект. В зависимости от того, сколько минут из этих 15 мышь интересовалась новой игрушкой, ученые и делали вывод о степени знакомства. Естественно, если объект помещали во второй раз, то это время значительно уменьшалось.
|
|
Генетически модифицированные мыши поведением ничем не отличались от обычных, но стоило им дать дозу пускового препарата перед очередной встречей с знакомым объектом, как они начинали воспринимать его, как незнакомый.
|
|
|
Долговременная и кратковременная память
|
Физиологические исследования обнаруживают два основных вида памяти: кратковременную и долговременную. Одно из важнейших открытий Германа Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно...
|
|
Тот же самый феномен забывчивости ученые обнаружили и в тесте на страх, причем как через час, так и через месяц после формирования рефлексов. В таких экспериментах вместо «времени знакомства» измеряют «время замирания» – период, когда работают только дыхательные мышцы, а грызун превращается в маленький неподвижный комочек. И есть от чего: в отличие от Павлова, Цень сопровождал звуковой сигнал не миской с едой, а электрическим разрядом. Соответственно, если мыши слышали этот звук определенной частоты во второй раз, то за этим следовал испуг и упомянутое замирание. Но, как и в тесте на «новизну», лишь до тех пор, пока не получали волшебный пусковой препарат.
|
|
Ученые отдельно проверили, что генно-фармакологический комплекс работает именно в момент воспроизведения и связан не с временной блокадой памяти вообще, а именно со стиранием «неприятных воспоминаний».
|
|
Более того, они показали, что речь идёт не просто о блокировке воспроизводства, а именно о «стирании» той памяти, которую мышь пыталась воспроизвести под влиянием пускового препарата.
|
|
|
По мнению специалистов, эта работа поможет пролить свет и на устройство памяти – в том числе и человеческой в целом.
|
|
Ждать людям чего-то подобного «пусковому препарату» в ближайшем будущем не стоит, ведь в таком случае придется встроить участок ДНК в геном еще на стадии эмбрионального развития. Да и получившийся организм будет слишком восприимчивым: ведь всё, что он попытается вспомнить, находясь «под дозой», тут же сотрется, а в этот список может попасть и жизненно необходимая информация. С деталями работы вы можете ознакомиться в последнем выпуске журнала Neuron.
|
|
http://www.gazeta.ru/science/2008/10/23_a_2863363.shtml
|