ПЯТАЯ КОЛЫБЕЛЬ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПОВЕДАЛА О ТАЙНАХ ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ
|
|
|
Надежда ДУБОВА
|
|
Найден один из мировых центров древней цивилизации и культуры, существовавший свыше 4000 лет назад в песках Каракумов, в старой дельте Мургаба. Здесь более 30 лет ведет раскопки Маргианская экспедиция под руководством Виктора Сарианиди. Таким образом, к Месопотамии и Египту, Китаю и Индии присоединился еще один пятый центр мировой цивилизации, его можно назвать "центральноазиатским"; ведущее место в нем занимала Маргиана, или "страна Маргуш", со столицей в Гонуре.
|
|
Это поселение является крупнейшим из трехсот раскопанных к настоящему времени в древней дельте реки Мургаб. Кроме дворца с окружающим его кремлем, четырех монументальных храмовых сооружений и нескольких бассейнов, раскопан некрополь и священный участок (теменос) с храмовым зданием в центре. Теменос (Южный Гонур), некрополь, кремль и окружающие его храмы раскопаны полностью, они-то и дали уникальный материал, впервые продемонстрировавший высочайший уровень материальной культуры, богатый духовный мир, сложную социальную структуру населения Маргианы.
|
|
Это поселение является крупнейшим из трехсот раскопанных к настоящему времени в древней дельте реки Мургаб (фото: www.tourism-sport.gov.tm)
|
|
Поистине выдающиеся находки дал некрополь. Это случилось на южной окраине Гонура осенью 2004 года, когда был обнаружен царский некрополь из пяти гробниц. Эти гробницы относятся к последним векам III тысячелетия до новой эры, или иначе — к постаккадскому времени, и принадлежат первым царским правителям древней страны Маргуш, основавшим столичный город Гонур.
|
|
Все гробницы — прямоугольные подземные сооружения, внутрь которых ведут кирпичные ступени. Входы, ведущие в гробницы, заложены кирпичами, но "в сухую", без глиняного раствора, так, что при необходимости их можно было быстро разобрать и проникнуть внутрь могил. Для чего? Гробницы все пустотелые и возводились не для одного покойника, а для последующих захоронений. Иначе говоря, при необходимости кирпичный вход в гробницу разбирался, и вновь умерший по лесенке или наклонному пандусу вносился внутрь, где уже были останки ранее погребенных.
|
|
Крыш не сохранила ни одна гробница, поэтому остается только предполагать, что их форма, учитывая сохранившуюся почти двухметровую высоту гробниц, была полусводчатой.
|
|
Внутри царских гробниц были устроены стенные камины и специальные двухкамерные печи, явно служившие для приготовления жертвенной пищи, а также ниши, заставленные сосудами (своего рода "посудные шкафы") и просто очаги — все со следами копоти и с золой в топках. Пять гробниц представляли собой модели домов, что характерно исключительно для индо-европейских народов, в том числе индоиранских, арийских племен.
|
|
Внутри царских гробниц были устроены стенные камины и специальные двухкамерные печи, явно служившие для приготовления жертвенной пищи, а также ниши, заставленные сосудами (своего рода посудные шкафы) и просто очаги
|
|
По устройству и обряду захоронения гробницы можно разделить на три группы. Первый тип, условно нами названный "домом с двором" со вторичными захоронениями. Второй — "дома мертвых" сложной конструкции типа семейных склепов с первичными захоронениями и сопровождающими их ямными захоронениями с большим числом человеческих жертвоприношений. И, наконец, третий — по-видимому, индивидуальная элитарная гробница.
|
|
Все гробницы имеют общие черты: размещение основного захоронения в отдельном помещении (камере), отделенном от других комнат; украшение камер, где помещены богатые погребальные приношения, мозаичными панно c разнообразными сюжетами и элементами живописи; среди приношений — символы высокой (высшей?) власти: каменные посохи, диски, миниатюрные колонки, повозки; устройство алтарей огня в непосредственной близости от гробницы; захоронение в гробницах разных животных — верблюдов, телят, баранов, лошадей и собак; значительные человеческие жертвоприношения (от трех до десяти — пятнадцати человек); тайники с золотыми и серебряными погребальными приношениями.
|
|
В большинстве гробниц находились так называемые "дарохранительницы" — крупные деревянные ящики, стены которых в двух случаях изнутри украшены гипсовыми мозаичными вставками. Они стоят в непосредственной близости или прямо на погребенных. Можно предполагать, что внутри них находились личные украшения, а возможно, и одежда.
|
|
Насильственный характер смерти рабов-слуг, погребенных здесь же, подтверждается позой: неестественное положение почти всех костяков, положение на коленях нескольких убитых слуг и размещение убитых под полом на глубине сорока — пятидесяти сантиметров.
|
|
Необходимо сказать о некрополе в целом. Раскопано 3 тысячи могил, в археологии это не часто встречается. Могильник огромный, копали его пять лет. Могильник убедил специалистов и прежде всего Сарианиди в том, что мы имеем дело с высоко развитой цивилизацией, потому что 90 процентов находок были месопотамские, значит, корни все-таки оттуда. Очень интересная деталь: в 6 процентах могил внутренняя поверхность обожжена, причем полностью, с образованием твердой корочки. В этих могилах, как выяснили мы, антропологи, погребены были люди с физическими недостатками — безрукие, недоразвитые дети, карлики. Эти могилы отнесены на окраину некрополя, как у православных, например, могилы самоубийц. Но у древних иранцев, будущих зороастрийцев, огонь, вода и земля считались чистыми стихиями, их нельзя было осквернять, а уж тем более трупом физически неполноценного человека. Поэтому землю обжигали, создавая преграду между трупом и землей. Такое действие было возможно и необходимо только у людей, приверженных зороастризму. Это сильно поддержало наши с археологами представления о том, что такое Маргиана.
|
|
Интересно, что еще сто лет назад иранцы, у которых зороастризм был запрещен, обмазывали могилы своих покойников изнутри бетоном, чтобы не осквернять землю. Это чисто зороастрийская традиция, которая в самом начале была у древних иранцев. А погребальные традиции, пожалуй, самые стойкие, время над ними не властно, они существуют тысячелетия. Православный никогда не похоронит своего близкого, как мусульманин, и наоборот.
|
|
Таким образом, можно уверенно говорить, что некрополь принадлежит древним иранцам еще до прихода в Иран, куда они пришли в X — IX веках до нашей эры, а здесь, в Маргиане, они еще у себя на месопотамской прародине в конце III тысячелетия до нашей эры.
|
|
Еще доказательства. Своего покойника зороастрийцы вносили в комнату, которую мы сегодня назвали бы моргом, через дверь. Там обмывали тело, но, пишет Авеста, чтобы вынести тело, нужно было позвать человека, и он должен был пробить брешь в стене. Читая Авесту, мы думали, что это — литературное преувеличение. Но в нашем комплексе погребальных обрядов мы нашли обычную дверь и рядом, в полутора метрах — пробоину в стене. Нашли и трубу, по которой сливалась грязная вода после омовений, чтобы не осквернить землю. Одним словом, найдено много "реплик" из Авесты, почти буквальных, подтверждающих, объясняющих Авесту, отчасти и Ригведу. Понятно что, когда они жили в Маргиане, это был единый народ, они еще не разделились на иранцев и индийцев.
|
|
На видное место они клали вещицы недорогие и яркие, броские, которые в первую очередь и хватали грабители. А вещи серьезные и важные для загробной жизни они прятали в тайники
|
|
Вернемся к некрополю. Гробницы грабили по много раз, и все равно что-то оставалось — грабители всегда спешили. Уже тогда было хорошо известно, что придут любители легкой наживы и заберут все, что увидят. Поэтому родственники проявляли чудеса выдумки и хитрости, и именно благодаря этому мы сегодня можем делать наши открытия. На видное место они клали вещицы недорогие и яркие, броские, которые в первую очередь и хватали грабители. А вещи серьезные и важные для загробной жизни они прятали в тайники.
|
|
Тайники сооружали под полом гробницы, чаще всего в ногах покойного. Иногда их устраивали глубоко, один тайник оказался на глубине в один метр. В нем было 24 сосуда; только серебряных – 17, 2 – золотых, остальные – керамические. Один серебряный весил 4 килограмма. Золотые по килограмму. Все это, чтобы показать статус покойного, человека очень богатого. Поскольку люди эти верили в загробную жизнь, они давали с собой умершему все, что ему могло понадобиться, и в первую очередь, конечно, лошадь с телегой, без этого человек не смог бы жить.
|
|
Во дворе, рядом с домом-камерой (все это под землей) была не только лошадь, там были и два верблюда, была и собака, то есть отправлялись они в дальний путь хорошо экипированными. Гробницы камеры украшались прекрасной мозаикой. Кое-что удалось реконструировать — это удивительно красивые, великолепно художественно выполненные сцены охоты; эти мозаики относятся к концу III тысячелетия до новой эры и являются самыми древними мозаичными композициями.
|
|
Мы не знаем, очищали ли кости, прежде чем похоронить покойника, вероятнее всего — да. Могилы грабили по несколько раз, и грабители не церемонились. Непонятно иногда даже, были ли здесь просто кости или костяки целиком.
|
|
Могильник совершенно уникальный, есть аналогии только со знаменитым могильником из Ура, и явные заимствования многих деталей в погребальном обряде совершенно очевидны. Но Ур был столицей мира, и вполне естественно, что Маргиана многое восприняла от него.
|
|
Еще одна важная вещь: лошади в то время были редкостью, они только-только начали появляться в домашнем хозяйстве, лошадь имели очень богатые люди, и, естественно, на них дрова не возили — держали только для парадных выездов, поэтому царям и обожествленным героям приносили в жертву жеребенка. Такого жеребенка мы нашли весной 2005 года, где в одной из гробниц он лежал в окружении погребальной керамики. Это первый случай, когда мы находим похороненного жеребенка в царском некрополе. Понятно, что это было царское захоронение; были и другие тому подтверждения, например, огромный, в метр высоты, каменный посох, толстый цельнокаменный — очевидный символ власти. Эта могила была очень сильно ограблена. Те золотые вещи, которые мы нашли, были собраны вместе как будто в мешок, который обронил грабитель. В этой комнате тайники были сделаны не в полу, а в стенах, и грабители очистили их, не входя в камеру, с внешней стороны. Но несмотря на грабительские набеги, два клада, что мы нашли, можно считать богатейшими для этого времени.
|
|
На одном из сосудов — совершенно изумительные рисунки, прекрасно изображенные животные в движениях, явно символических. Все вещи — мирового класса. Техника, в которой они сделаны, выдает местных мастеров, представляющих великолепное искусство Бактрии и Маргианы. Это и позволяет говорить о том, что могильник — царский, а Маргиана — одна из ярких и высокоразвитых цивилизаций своего времени.
|
|
Когда создавался некрополь, он, очевидно, возвышался над местностью, был как-то обозначен, заметен. Но прошли тысячелетия, и холм сравнялся с землей. Мы нашли его совершенно случайно.
|
|
http://www.inauka.ru/discovery/article65578.html 10.07.2006
|