Вангу обвиняют в служении Антихристу
|
|
В храме в Рупите, который построили еще при жизни великой провидицы, портрет Ванги висит как раз напротив иконы Спасителя. Глаза в глаза, лик в лик.
|
|
Портрет Ванги в церкви украшен почти так же, как и икона Спасителя. Их установили как раз напротив друг друга
|
|
Алтарь, расписанный художником Светлином Русевым, признали неканоническим, поэтому рядом верующие поставили иконы, написанные в традиционной манере
|
|
Икона спасителя
|
|
Стилиан Иванов
|
|
|
В храме в Рупите, который построили еще при жизни великой провидицы, портрет Ванги висит как раз напротив иконы Спасителя. Глаза в глаза, лик в лик.
|
|
На стене слева – изображение Ванги в резной раме. На стене справа – образ Христа в терновом венце.
|
|
– Ванга против Христа! – шепчет нам впервые пришедшая в этот храм русская девушка.– Нет, она с Христом! – поправляет местная жительница, прислуживающая в церкви.
|
|
…В Болгарской патриархии отношение к Ванге неоднозначное. До сих пор не стихают споры, кем же была великая провидица. Одни страстно утверждают, что ревностной христианкой, почти святой. Другие с гневом называют Вангу ведьмой, служившей Антихристу.
|
|
– Такие разговоры вокруг шли всю ее жизнь, – рассказывает «Жизни» племянница Ванги Красимира Стоянова. – И ранили тетю больше всего…
|
|
…Красимира – автор многих книг о великой пророчице. И единственный человек, который действительно взял интервью у Ванги. Она сама ответила на составленные племянницей вопросы.
|
|
Первую книгу о Ванге Красимира написала в 1988 году.
|
|
– Я ехала в Рупите в рейсовом автобусе и услышала, как пассажиры рассказывают друг другу небылицы о Ванге. Тогда-то и пришла идея самой расспросить тетю и написать книгу. Ванга отказалась сначала, но потом я ее уговорила. Первым редактором была Ванга. Я читала ей вслух – получилось, что на каждое слово получила благословение от нее самой. Рукопись книги отослали в ЦК коммунистической партии. Там ее обсудили и решили не издавать. Но одна из машинисток распечатала рукопись и отдала подруге. Та сделала ксерокопию и раздала друзьям. И книга самиздатом разошлась по всей Болгарии! Типографским способом ее издали только в 1990 году.
|
|
Анкета
|
|
С разрешения Красимиры мы воспроизводим фрагмент из ее первой книги – перечень вопросов о пророческом даре, на которые ей ответила сама Ванга.
|
|
«На мой вопрос, видит ли конкретные лица – образ, внешний вид, картину, обстановку, – ответ: «Да».
|
|
– В какой период времени: прошлое, настоящее, будущее?
|
|
Ответила о трех периодах: «Да, без разницы».
|
|
– Видение схематично, только как информация о личности или конкретно?
|
|
Ответ: «И как информация, и конкретно».
|
|
«Как появляется будущее для данного человека на сеансах: открываются только значимые события или его жизнь проходит перед вами как на киноленте?» – «Вижу его жизнь как на киноленте».
|
|
«Читаете ли мысли?» – «Да».
|
|
«На каком расстоянии?» – «Без разницы».
|
|
«Читаете ли мысли иностранцев и в каком виде находится информация?» – «Да. Обыкновенно слышу голос – и нет языковых барьеров».
|
|
«Можете ли вызвать информацию об указанном периоде времени в ответ на поставленный вопрос?» – «Да».
|
|
«Если для определенного лица предсказано какое-то несчастье или даже смерть, может ли лицо его предотвратить?» – «Нет. Не может ни Ванга, ни лицо».
|
|
Избранная
|
|
По словам родственников и близко знавших Вангу людей, она часто говорила о голосах, которые диктовали ей пророчества. Прорицательница была рупором. Но чьим?
|
|
– Ванга была избрана Небом, – утверждает Красимира Стоянова. – Моя тетя была верующая и добродетельная, высоконравственная и скромная женщина. Она соблюдала все каноны православной веры, много молилась, с радостью посещала церкви и монастыри. И всегда и везде призывала людей к вере в Бога! Что касается служителей церкви, то по отношению к Ванге они применяли двойные стандарты. Официально они ее не признавали, но очень многие священники, даже митрополиты, приезжали к моей тете как посетители и спрашивали о личных делах. И она всегда им говорила правду, даже нелицеприятную. Ругала за то, что их распри привели Болгарскую православную церковь к расколу.
|
|
Храм
|
|
…В доме Ванги в Рупите всюду висят иконы. Вот на стене ее любимая – образ Святой Петки. В России ее называют Параскевой. Имя этой великомученицы носила мать Ванги. И церковь, которую построила Ванга на свои деньги, тоже освящена в честь Святой Петки.
|
|
Этот храм был мечтой всей ее жизни.
|
|
– 17 сентября 1991 года Ванга начала строить церковь на свои средства, – рассказывает Красимира Стоянова. – Она выбрала место, заложила фундамент. Но люди из Фонда Ванги, которые тогда увивались вокруг моей тети, велели перенести храм в другое место. Они построили странное сооружение, которое местные жители назвали «масонским храмом». Земляки не разрушили его только из уважения к Ванге – они принесли туда свои иконы, чтобы хоть что-то было по канонам. Я расцениваю этот храм как насмешку над мечтой тети Ванги. Она желала построить для людей церковь, но настоящую…
|
|
Храм освятили 14 октября 1994 года. Но не весь, только алтарь. В нем хранятся мощи святого Харлампия. На этот компромисс церковные иерархи пошли только после того, как местные жители пригрозили разломать храм, если его не освятят...
|
|
Грех
|
|
Болгарский священник Добромир Димитров, один из ярых борцов против суеверий, считает Вангу грешницей: «Писание однозначно говорит по поводу всех гадалок и колдуний. В Библии сказано: «Гадалку не оставлять в живых», «Если мужчина или женщина вызывают мертвых или завораживают, должны быть побиты камнями», «Не обращайтесь к тем, кто вызывает мертвецов, и к гадалкам не ходите, и не давайте себя осквернить».
|
|
По словам отца Добромира, Ванга была охваченной бесами, очень несчастной женщиной…
|
|
Мнение другого авторитетного болгарского священнослужителя-богослова, доцента Шуменского университета, архимандрита Павла Стефанова еще жестче: «Культ Ванги – антихристианский, о том, чтобы признать ее святой, не может быть и речи…»
|
|
Митрополит Натанаил, близко знавший Вангу (именно он освятил алтарь в построенной в Рупите церкви), не сказал публично в ее адрес ни одного худого слова. На нашу просьбу прокомментировать жесткие высказывания священнослужителей о Ванге он ответил: «Надо молиться за ее душу...»
|
|
Патриарх Болгарской православной церкви Максим тоже воздерживается от участия в спорах о Ванге. Его позиция такова – «Время рассудит…»
|
|
Пленка
|
|
Но даже после своей смерти Ванга может ответить на вопрос, который волнует нас больше других: о Боге и вере. И это не мистика, нам не нужно искать медиума, который может вызвать дух великой ясновидящей. Она сама позаботилась о том, чтобы мы узнали об этом именно из ее уст!
|
|
В Софии нам удалось найти режиссера Стилиана Иванова – единственного из тех людей, кому Ванга разрешила снимать хронику последнего года своей жизни. И ее прощальные заповеди, сказанные для всех людей, сохранились на пленке.
|
|
– Я земляк Ванги, как и она, македонец, – показывает нам кинокадры Стилиан. – Баба Ванга не любила сниматься. А когда ее пытались снять тайком, кинопленка оказывалась засвеченной, а видеокассета – размагниченной. Об этом знали все телевизионщики. Обмануть ее, снять скрытой камерой у операторов не получалось. Слепая Ванга всегда чувствовала направленный на нее объектив!
|
|
Я не смел и мечтать, что Ванга из всех телевизионщиков выберет меня. А она меня помнила – еще совсем маленьким вылечила от заикания. Никакие врачи не помогли, а Ванга смогла! Поэтому я к ней относился с большим почтением.
|
|
В марте 1996-го Ванга взяла меня за руку и сказала: «Делай фильм, тянуть некуда!»
|
|
Заповеди
|
|
– Но на государственном телевидении, где тогда я работал, мне не дали технику, чтобы снимать Вангу, – продолжает свой рассказ режиссер Иванов. – Видимо, посчитали меня слишком молодым, чтобы делать такой фильм. Расстроившись, сообщил Ванге, что ничего не получается. Она засмеялась:
|
|
– Ты обязательно сделаешь фильм обо мне! Камера найдется!
|
|
Технику удалось одолжить в Софии. Коллеги, узнав, для чего понадобилась камера, убеждали: «С пустыми кассетами вернетесь, Вангу снимать невозможно!»
|
|
Но мы начали работу. Камеру включали только тогда, когда Ванга просила. После первого дня съемок я отсмотрел материал – вдруг тоже окажется пусто? Но изображение и звук не исчезли.
|
|
Я спросил: «Что должно быть в фильме?» Ванга ответила: «Ты знаешь сам!»
|
|
Слепая, она удивительно чувствовала камеру и рамки кадра. Мне хотелось найти художественный образ, который точно соответствовал бы духу Ванги. И я отыскал его – девочку с огромными голубыми глазами. Такой удивительно юной мы все чувствовали Вангу. Она была поразительно молода в душе. С ней было легко и светло, как с ребенком. Детскую чистоту она сберегла до самой смерти.
|
|
Кстати, про смерть в фильме мы тоже говорили. Ванга относилась к ней не как к концу, а как к переходу в иную жизнь, в другое состояние.
|
|
– Леля Ванга, как ты представляешь смерть? – спросил я ее. Она ответила: «Это красивый молодой мужчина, весь в золоте». И добавила: «Смерть создает сам человек, и она такая, как он сам ее представляет».
|
|
Ум у Ванги был ясный, а речь – образная. Мы говорили с ней на общечеловеческие темы: любовь, вера, церковь...
|
|
Ванга хотела, чтобы этот фильм стал ее духовным завещанием. Она говорила, что для счастья человечеству надо начать жить по Божьим заповедям.
|
|
«Люди будут жить в страданиях, пока не изменят себя, – пророчествовала Ванга. – Все просто: не врать и не красть – и тогда станет счастливой жизнь каждого человека, и мир изменится».
|
|
Слезы
|
|
Ванга говорила в камеру с горечью о самом наболевшем: «Люди приходили ко мне за помощью и советом каждый день почти шестьдесят лет. И все спрашивали меня только о своем, о личном. Никто так и не спросил о судьбе человечества. Люди мелки, раз им не нужно знать это… Человек должен быть чистым в душе, как золото, и сладким к другим людям, как сахар».
|
|
– Больше всего Вангу ранило безверие людей, – рассказывает нам режиссер Иванов. – Она говорила, что люди отвергают Бога – и это самая большая беда. Ванга буквально страдала, когда случился раскол в болгарской церкви. А когда местный митрополит отказался освятить построенный ею храм, она заплакала. Церковь в Рупите для нее была как ребенок – рождена ею и выстрадана.
|
|
Мы снимали десять дней. И однажды Ванга сказала нам: «Все, хватит. Вы сделали все. Я прошу только об одном – в конце фильма поставьте мое имя».
|
|
Мы так и сделали. Я обещал Ванге, что фильм выйдет на экран в день ее рождения. Но она не дожила до этого дня. После смерти Ванги телевизионное начальство хотело выдать фильм в эфир, но я спрятал кассету. Премьера состоялась именно в день рождения Ванги – 14 октября, как она просила. Но уже без нее…
|
|
Отпевали Вангу в построенном ею храме, тогда еще не освященном. Я снимал это. Ванга лежала в гробу, и ее лицо казалось мне живым и счастливым. Ее душа уже была рядом с Богом…
|
|
Ее земляки в Рупите говорили, что Ванга умерла из-за того, что построила церковь. По древним поверьям, даже тень человека, на чьи деньги возводится храм, не должна падать на здание. А Вангу даже нарисовали на храме – это рабочие посчитали роковым предзнаменованием…
|
|
Ванга говорила мне, что строила храм не она, а народ. «Люди текли ко мне рекой и приносили монетки, как мед пчелы…»
|
|
Она говорила, что строит людям не церковь, а путь к Богу…
|
|
Ее убивало, что многие близкие люди не понимали суть ее служения. Она никогда не считала доходы, а ее окружение только о деньгах и судачило…
|
|
От любимого тополя Ванги в Рупите после ее смерти остался один засохший ствол. Дерево умерло вслед за ней…
|
|
…Смерть Ванги была мучительной, и вокруг ее кончины очень много загадок. Священника для последней исповеди к ней так и не успели позвать…
|
|
Продолжение читайте в следующую среду
|
|
http://www.zhizn.ru/anons/society/3098/0/ 07.06.2006
|