ЦЕЛИТЕЛЬСТВО — ДИТЯ НОВОГО ВЕКА
|
Валентина ГАТАШ
|
|
Елена Карагодина
|
|
Со времен первых цивилизаций неизменным спутником врачевания, основанного на началах науки, было целительство, которое у разных народов в разные периоды практиковалось шаманами, колдунами, ведьмами, жрецами, экстрасенсами, биоэнергоинформационными терапевтами и т. д.
|
|
С одной стороны, они всегда были конкурентами в борьбе за пациентов, а с другой — сообщающимися сосудами. Есть немало примеров, когда в целительство уходят дипломированные медики, а экстрасенсы стремятся получить медицинское образование. Я уж не говорю о пациентах, которые в поисках излечения без какого-либо внутреннего конфликта свободно мигрируют из одной структуры в другую или даже пользуются обеими одновременно.
|
|
Какие они, экстрасенсы? Что представляет собой феномен целительства в широком социальном и культуральном контексте? Чем объясняется их успех у населения? Эти вопросы заинтересовали Елену КАРАГОДИНУ, доктора медицинских наук, заведующую кафедрой социальной работы и практической психологии Академии труда и социальных отношений (Киев). Респондентами ее исследования стали целители, которые проходили проверку биоэнергоинформационных способностей в экспертной комиссии Украинской ассоциации народной медицины (УАНМ) в соответствии с процедурой, установленной Министерством здравоохранения.
|
|
Волшебная страна мистики
|
|
— Елена Геннадиевна, как именно проходит проверка кандидатов на официальное звание целителя?
|
|
— В период моих исследований экспертиза включала два этапа — теоретический и практический. Во время собеседования можно было оценить уровень общемедицинских знаний соискателя и получить представление о его диагностических и лечебных приемах и характере мировоззрения. Потом комиссия определяла умение претендентов диагностировать заболевания и исцелять — каждый из них должен был лечить пять пациентов на протяжении 10—15 дней в клиническом отделении под контролем врача-эксперта. Наличие справки из психоневрологического диспансера по месту жительства являлось одним из условий допуска к экспертизе.
|
|
— Что представляет собой обобщенный социально-психологический портрет целителя?
|
|
— Он примерно такой: мужчина или женщина средних лет, городской житель со средним образованием, с драматическим опытом жизненных потерь или травмирующих переживаний. Примерно у половины в прошлом наблюдались тяжелые соматические заболевания, интоксикации, травмы головы или органические заболевания центральной нервной системы. Как правило, благодаря целительской практике они находили выход из тяжелой жизненной ситуации и стремились поделиться своим опытом с окружающими.
|
|
Необходимо подчеркнуть, что это обобщенная характеристика именно тех респондентов, которых мы исследовали в УАНМ. Но в Украине, безусловно, существуют и другие целители — сельские жители, которые не стремятся объективизировать свои способности в условиях экспертизы. Насколько я могу судить по данным литературы, их практика относится к категории «folk», то есть исцеление с помощью традиционных, народных средств. Ее изучение не входило в задачи нашего научного проекта.
|
|
— Выясняли ли вы, как эти люди пришли к мысли о своей одаренности?
|
|
— Они осознавали свои способности постепенно: читая специальную литературу, общаясь с единомышленниками, встречаясь с авторитетными целителями на коллективных или индивидуальных сеансах лечения, пытаясь осваивать приемы исцеления самостоятельно или под чьим-либо руководством.
|
|
Многие упоминали конкретные события, которые, по их мнению, способствовали развитию дара исцеления. Это могла быть тяжелая болезнь или утрата близких, собственное тяжелое заболевание, утрата жизненных ориентиров, другие кризисные явления.
|
|
Более половины респондентов воспитывались в нерелигиозном или атеистическом окружении, менее 10% были религиозны с детства. Но к моменту экспертизы все опрошенные считали себя верующими. Концепция целительства в целом напоминала теософское учение. В ее центре — понятие о «тонких телах», своего рода мистических двойниках всех существ животного и растительного мира. Целители руководствовались также представлениями о чакрах как энергетических центрах организма, о связи заболеваний с нарушением циркуляции энергии кундалини, о патогенетическом значении внедрения в организм сущностей с отрицательной энергией.
|
|
— Эти взгляды были оформлены в некую мировоззренческую систему?
|
|
— Да, в достаточно сложную и эклектичную, хотя внутренне не противоречивую систему. Ее становление напоминало процесс постепенного религиозного обращения. Мы пришли к заключению, что экстрасенсорное (биоэнергоинформационное) целительство в Украине можно рассматривать как проявление Нового века (New Age). Это сложный социально-духовный феномен, который сформировался в странах Западной Европы и США в конце 60-х — начале 70-х годов прошлого века и насчитывает сейчас миллионы последователей.
|
|
Сложность и эклектичность этого феномена обусловлены тем, что его религиозная идеология объединяет различные доктрины. Это и догматы христианства, и ориентализм, и эзотерические и оккультные идеи, и теории, которые претендуют на статус научных, но официально не признаны большинством представителей академического научного сообщества. Все основные идеи Нового века — единство материи, духа и энергии, ожидание Эры Водолея, которая ознаменуется расцветом скрытых возможностей человека, в том числе способности к ясновидению, контактированию, духовному исцелению — мы обнаружили и в мировоззренческой системе наших респондентов-целителей. Представления о единстве всего сущего, о реальности «высших сил», возможности внечувственного постижения сверхъестественного и общения с ним позволяют характеризовать это мировоззрение как мистическое.
|
|
Дар богов или галлюцинации?
|
|
— Как экстрасенсы ощущают свои способности?
|
|
— В основном как дар, который нужно развивать, в том числе с помощью психотехнических приемов, помогающих достичь состояния измененного сознания. Переживания, которые возникали при этом, например ощущение изменения веса, отделения сознания от тела, искажения перспективы и так далее, зачастую трактовались как доказательство существования экстрасенсорных явлений.
|
|
— А как они ставят диагноз и лечат?
|
|
— Они утверждают, что получают информацию о состоянии пациентов в виде определенных ощущений — тактильных, зрительных или слуховых. Конечно, это не медицинский диагноз в полном смысле этого слова.
|
|
Практически все исследованные нами целители во время диагностических и лечебных манипуляций с пациентами ощущают тепло, холод, покалывание, боль или вибрации в кончиках пальцев или ладонях, чувство «потока энергии», проходящего по телу и рукам. Около двух третей видят внутренние органы или цветную ауру пациентов. У одних целителей видения реалистичны, объемны и напоминают, по их словам, изображения в учебниках анатомии, а у других — плоские и бесцветные. Около трети целителей утверждают, что «получают информацию» о состоянии пациентов в виде «звучащих мыслей». Нередко целители пользуются одновременно разными каналами восприятия. С точки зрения ортодоксального медицинского подхода, эти ощущения по своему генезу и психопатологической структуре могут быть квалифицированы как расстройства восприятия.
|
|
Некоторые целители сообщали, что перед началом диагностики мысленно «посылают запрос» в Единое энергоинформационное поле или к своим духовным руководителям (Учителям), то есть использовали для диагностики «контактирование» (channeling). Нередко для осуществления диагностики и лечения им нужно было определенным образом настроиться, сосредоточиться на своих ощущениях, «отрешиться» от окружающего, то есть перейти в состояние измененного сознания. Наши респонденты называли такое состояние трансом и, как правило, были абсолютно уверены в объективной реальности информации, полученной по каналам внечувственного восприятия.
|
|
Суть диагностики — оценка энергетического состояния пациента, которая осуществляется на основе тактильных ощущений, зрительных образов или сведений, полученных в ответ на «запрос информации». Соответственно, основной метод лечения — восполнение энергетического дефицита. В большинстве случаев целители считали себя «ретрансляторами» космической энергии, с помощью которой они восполняли дефекты энергетической структуры пациентов. В зависимости от особенностей теоретических воззрений терапевтов, их «школы», собственного опыта приемы исцеления могли варьироваться достаточно широко. Мы условно разделили их на три группы: мануальные, то есть бесконтактный массаж, ритуальные, в том числе молитвы, обнесение крестом, свечой, окропление водой и т.д. и магические — заговоры, выкатывание яйцом, выливание воска, воды и другие.
|
|
Около половины целителей использовали диагностику и лечение на расстоянии, воздействуя на пациентов через их фотографии, рисунки, личные вещи или имена. Они исходили из того, что существует некое энергетическое и духовное единство личности — ее изображения, имени, мыслей, физического и духовного статуса.
|
|
— Судя по рекламе, целители иногда берутся не только лечить или решать какие-то жизненные проблемы, но и предсказывать будущее человека. Вы сталкивались с такой практикой?
|
|
— Да, некоторые целители утверждали, что обладают способностями к проскопии — восприятию будущих событий, ретроскопии, то есть восприятию прошлых событий, или ясновидению — получению информации о событиях, происходящих в настоящее время, но недоступных непосредственному чувственному восприятию. Они объясняли, что запрашивают информацию из Единого энергоинформационного поля, у своих Учителей, а иногда — у Господа Бога. Ответы получали в виде вложенных или звучащих мыслей. Таким образом, способность «видеть» будущее или прошлое также была связана с контактированием.
|
|
— Интересно, а до начала целительской практики этим людям уже были присущи расстройства восприятия?
|
|
— Только части из них. Это были разнообразные иллюзорные и галлюцинаторноподобные расстройства, обусловленные различными причинами, например, интоксикациями, лишением сна, эмоциональным напряжением, страхами в детском возрасте и так далее. Вне зависимости от содержания прежних переживаний, к моменту обследования все целители оценивали их положительно, считая предзнаменованием своих экстрасенсорных способностей.
|
|
— Один из сказочных героев говорил: «Я не волшебник, я только учусь». Можно ли научить целительству?
|
|
— Все исследованные нами целители обучались приемам самовнушения, а также «внутреннего видения» и тактильной диагностики на различных курсах, школах и семинарах. Сама атмосфера обучения в группах способствовала повышению внушаемости, облегчала появление «предусмотренных» переживаний. Она закрепляла стереотипы их актуализации, то есть возникновения и использования. Наши наблюдения показывают, что целители, обучавшиеся у одного и того же преподавателя, исходили в своей практике из сходной мировоззренческой позиции и ожидали появления однотипных галлюцинаторноподобных образов. Интересно, что, по мнению самих экстрасенсов, «контактирование» на основе слуховых феноменов — это признак «мастерства более высокого уровня».
|
|
— Всегда ли галлюцинации — это проявление болезни?
|
|
— С медицинской точки зрения, галлюцинации — это только симптом, проявление расстройства восприятия. Их возникновение может быть связано с самыми различными причинами и само по себе еще не свидетельствует о психическом расстройстве как болезни. Например, некоторые стереотипы бытового поведения, лишение сна, длительное пребывание в изоляции, религиозные верования и связанные с ними обряды могут способствовать появлению галлюцинаторных переживаний и у здоровых людей.
|
|
По данным различных авторов, 10—25% людей из общей популяции переживают галлюцинаторные эпизоды хотя бы один раз на протяжении жизни. Например, один из опросов учащихся английских колледжей показал, что около 40% опрошенных в прошлом слышали громкое звучание собственных мыслей, а около 5% разговаривали с «голосами». Сходные результаты получены доктором медицинских наук, заслуженным врачом России Борисом Пивенем. Изучая психический статус студентов, которые никогда не наблюдались у врачей какого-либо профиля и оценивали свое самочувствие как хорошее, он обнаружил, что психосенсорные и галлюцинаторноподобные расстройства имели место хотя бы однажды на протяжении жизни у трети опрошенных.
|
|
Однако существуют и другие модели объяснения этого явления. Например, галлюцинаторные переживания, в частности «голоса», могут отождествляться с мистическим или религиозным опытом. Интерпретироваться как послания умерших (спиритизм), как проявления духовного кризиса (трансперсональная теория Станислава Грофа), как послания от Наставника (теософия, Новый век). Наконец, в традиционных культурах отношение к галлюцинаторным переживаниям принципиально иное, чем в культурах рационалистического типа. Люди, живущие в единстве с окружающим миром, реагируют на иллюзорные и галлюцинаторные образы как на «особую реальность», которая позволяет увидеть то, что находится «позади» вещей, и обнаружить нечто, скрытое за каждодневными обыденными явлениями.
|
|
— Как же тогда отличить галлюцинации у целителей и галлюцинации у психически больных людей?
|
|
— Принципиальное различие расстройств восприятия или, точнее, феноменов измененного восприятия у целителей и у тех, кто имеет психическое расстройство, — не в содержании и не в форме этих переживаний. У тех, кто страдает психическими расстройствами, галлюцинаторные переживания имеют болезненное происхождение и неразрывно связаны с другими проявлениями заболевания.
|
|
Главное — результат?
|
|
— Чем определялся успех воздействия экстрасенсов?
|
|
— Главным образом, сходством их мировоззрения с мировоззрением их пациентов. Многие исследователи рассматривают популярность целительства как реакцию на «технологизацию» современной медицины, ее отчужденность от конкретной личности, в то время как практики целителей остаются традиционными, личностно и культурально ориентированными. Врачи не только говорят на особом, не понятном большинству населения языке терминов — у них другое представление о природе заболеваний. Иное дело целители. Они и говорят, и думают, как пациенты, они живут в том же окружении, они разделяют с пациентами их мифы о причинах страданий и способах их преодоления. Если человек верит, что причиной его болезни могли послужить сглаз или порча, то он, скорее всего, будет удовлетворен результатом целительства.
|
|
— Несколько напоминает психотерапию…
|
|
— Да, успех взаимодействия психотерапевта и его пациента тоже зависит от того, насколько близки их представления о причинах страдания и средствах излечения. Психотерапевтический контакт нацелен на то, чтобы ведомый-пациент с помощью ведущего-врача постепенно преодолевал собственную некомпетентность в отношении своей проблемы. Успешное терапевтическое взаимодействие приводит к существенному изменению поведения, а порой и к кардинальной переоценке ценностей и жизненных перспектив. Нечто подобное происходит и в процессе взаимодействия «целитель—пациент». Фактически, это пример того, как мистическая или религиозная интерпретация событий может быть в некоторых случаях не менее врачующей и конструктивной, чем материалистическая.
|
|
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы целительских практик?
|
|
— Если медицинская помощь в нашей стране станет более доступной и более качественной, можно предположить, что интерес к альтернативной медицине постепенно снизится. Однако, судя по мировому опыту, никогда не сойдет на нет.
|
|
В популяции всегда будет существовать некоторое количество людей, которые предпочтут услуги целителей помощи официальной медицины. К примеру, во второй половине 90-х годов отдельными видами альтернативных медицинских услуг пользовались 57% жителей Австралии, 46% жителей Германии, 49% населения Франции. В 1997 году среди жителей США было зарегистрировано 627 миллионов визитов к практикам альтернативной медицины и почти вдвое меньше — к семейным врачам. Как видите, даже в странах с высоким уровнем жизни и доступной, качественной медицинской помощью альтернативная медицина остается востребованной.
|
|
Население высокоразвитых стран обращается к местным целителям потому, что они диагностируют и лечат болезнь с учетом мировоззрения, верования, образа жизни и многих другие составляющих жизни своих пациентов. Иными словами, альтернативная медицина популярна и востребована, поскольку она «холистична», то есть целостна, она понимает болезнь и здоровье не как исключительно биологическую проблему, а как производное всей системы жизни человека, с присущими ей отношениями и ценностями.
|
|
— Как бы вы сами определили результаты проделанного вами исследования?
|
|
— Вероятно, наиболее важный результат этой работы для меня — осознание многоплановости проблемы и возможность выхода за пределы «биологической» модели психиатрии.
|
|
http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/596/53272/ 29.04.2006
|