Храм пяти озер
|
|
Наш корреспондент побывала в одном из самых загадочных мест сибирской тайги
|
|
Оксана ИЛЬКИНА
|
|
– Здесь еще встречаются населенные пункты. Дальше на север одна тайга!
|
Наш проводник показывает куда-то в сторону горизонта, на размытую дымчатую синюю линию леса между небом и землей. Мы пролетаем над одним из самых загадочных мест сибирской тайги – Муромцевским районом. Здесь, в 300 км от города Омска, расположены уникальные озера – Линево, Урманное, Данилово, Шайтан-озеро и Потаенное. Добираться удобнее всего вертолетом. По данным научных исследований, вода озер обладает уникальными природными свойствами и не портится на протяжении многих лет. Ученые уверяют, что эти озера «рождены Космосом» – образовались в результате падения на Землю осколков огромного метеорита. Осколков таких якобы было пять, но пятое озеро – Потаенное – пока остается для всех загадкой. Как говорится, ищут. По легенде, если поочередно окунуться в каждое из пяти озер, от любых болезней излечишься. Любопытно, не отсюда ли сказка Петра Ершова «Конек-Горбунок» о котлах со студеной, вареной и молочной водой, после купания в которых можно стать пригожим добрым молодцем? Местный писатель Михаил Речкин утверждает, что связь между Ершовым и Муромцевской легендой прямая.
|
Ершов жил в Омске, скорее всего, слышал о пяти озерах и целебных водах. Кстати, использовать местную воду начали еще в конце позапрошлого века, когда в окрестностях был построен Петропавловский винокуренный завод. Доход по тем временам был немалый: 175 тысяч ведер сорокоградусной водки в год. Напиток, говорят, имел отменный вкус. Сейчас одна из местных компаний решила возродить традиции и по примеру предков также в качестве основы для своих напитков стала брать знаменитую воду.
|
Животворящей водой славится озеро Данилово. Здесь целебные даже грязи. Ведущий научный сотрудник лаборатории клеточных культур Сибирского отделения РАМН Людмила Михайлова после проведенных исследований была поражена результатами: «Вода очень активно влияла на рост клеток, то есть повышала их жизнеспособность». Это единственное озеро в Сибири, где растут орхидеи.
|
Летом на берегах отдыхает множество омичей. Встречаются машины и с московскими номерами. Как узнают? Земля слухами полнится.
|
Озером с мертвой водой называют Шайтан-озеро. У местных жителей это место считается гиблым. Говорят, кони отказываются подходить к Шайтанозеру, якобы у него двойное дно, и купаться в озере станет только сумасшедший. Вода прозрачная, дно хоть и просматривается, но на самом деле его нет. К тому же почва вблизи Шайтанозера болотистая, зыбкая. В народе говорят, «земля из-под ног уходит» и необъяснимый страх охватывает.
|
Окуневский пуп
|
Можно с подозрением относиться к окунанию в озерной воде, можно не верить в сказки, но тем временем деревенька с названием Окунево в этих окрестностях существует много лет. Находится она на берегу реки Тара.
|
Слово «тара» не характерно для языков сибирских народностей, но в переводе с санскрита означает «спасительница». Ничем не примечательная, на первый взгляд, деревушка: обычные дома из сруба, вроде бы, обычные деревенские жители, только происходят здесь некоторые необъяснимые вещи, о которых вам расскажет любой местный. Например, о том, что в лесу вокруг деревни у многих деревьев сбиты верхушки, будто, что-то, пролетая мимо, зацепило их и срезало. Или о необъяснимых видениях, с которыми сталкиваются селяне. То свечение странное видится, то звон колокольчиков слышится.
|
– Здесь чудеса и большие, и малые происходят, – рассказывает Михаил Речкин. – Один паломник пришел к нам пешком из Омска. Так он на дороге здесь нашел монету времен Екатерины Второй. Говорит: «Это плата за мой труд».
|
Окунево притягивает каждый год самых разных людей: ученых, уфологов, археологов, туристов. Все сосны забиты палатками. Одни приезжают на ежегодный фестиваль авторской песни, другие исследуют аномальные явления, третьи берут пробы воды. Паломники здесь встречаются с общиной.
|
Общин тут две: бабаджистов и ведоруссов. Первые следуют индийскому учению, вторые относят себя к язычникам. И те, и другие верят: в Окуневе небо приближается к земле, а берега реки Тары превращаются в берега других пространств; здесь исполняются желания и рождаются мечты.
|
На небольшом увале близ Окунева расположены символы трех мировых религий – христианская часовня, индийский жертвенник и ведический солнцеворот. Местные жители называют свой увал по-простому – «пуп».
|
Здесь же, на одной из сосен, повязано множество разноцветных ленточек – на память. Или чтобы вернуться.
|
Бабаджисты
|
О пяти озерах и свойствах их воды существует множество легенд. По древнеиндийским преданиям, тысячи лет тому назад в этих краях существовала могущественная цивилизация, а река Тара была такой же полноводной, как священный Ганг, и стоял на ее берегах храм великого индуистского бога Ханумана. В индийской мифологии Хануман – «божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю. Он способен летать по воздуху, менять свой облик и размеры, обладает силой, позволяющей вырывать из земли холмы и горы». Ему была дарована вечная молодость, его почитали как величайшего целителя и покровителя наук. Жрецы этого бога якобы владели магическим кристаллом, ниспосланным из Космоса, способствующим духовному возвышению человечества. Некоторые приверженцы таких взглядов считают, что храм существует и по сей день, а значение его для людей даже трудно передать. Он, согласно существующей версии, находится около пяти озер, обладающих благодаря храму большой целительной силой. Когда храм найдут, его энергия закроет защитным экраном всю Западную Сибирь. Наконец, в храме, по легенде, хранится космический Кристалл, с помощью которого люди смогут вступить в контакт с другими обитаемыми планетами и мирами.
|
– В 1991 году из Индии к нам в поисках храма Ханумана приехала ученица индийского гуру Шри Бабаджи, уроженка Латвии Расма Розитис, – рассказывает бабаджист Сева, – поставила палатку и стала жить недалеко от деревни. Пять дней постилась и молилась. А на пятую ночь увидела световые явления. Расма рассказывала, что свет плавал вокруг, к ней приходили светящиеся существа, она видела подобия машин, сотканных из света, и слышала неземную музыку.
|
После этого видения за деревней, на Тарском Увале Расма, и члены ее общины выложили из камня жертвенник. Потом купили дом в деревне, обустроили молельную комнату. Теперь сторонники бабаджистов со всего света ежегодно совершают летом паломничество в святое для них Окунево. Веселый красно-желтый дом не заметить сложно. Сева и еще одна женщина проживают здесь регулярно. Сева родом из Харькова, говорит, что всего в общине около тридцати человек: – Мы здесь для того, чтобы развивать свое дело, достичь самореализации и помочь другим. Расма Розитис считает, что со временем деревня Окунево станет городом.
|
Ведоруссы
|
Появление бабаджистов обеспокоило местного священника, и с помощью деревенских жителей он построил православную часовню возле индийского жертвенника. Установили также на Тарском Увале большой деревянный крест. А в 2000 году в Окунево приехали ведоруссы, или, как их еще называют, язычники. Говорят, места эти с особой энергетикой, притягивают. Само понятие «ведоруссы» растолковывают как «ведение Ра». «Ведение» означает «знание», а «Ра» – «свет». «Пусть Ра в тебе будет больше», – желают гостям эти странные окуневцы, добрые и очень приветливые.
|
Здесь у них несколько домиков, раскрашенных в яркие цвета. Есть радостный домик «Облачка», есть «Слоники».
|
Живут тем, что лепят из местной глины посуду (тарелочки, вазочки), расписывают ее и летом продают. У ведоруссов своя мастерская, гончарная, свое волшебное дерево, есть штаб и даже бортовой журнал, где они рассказывают о своем житье-бытье. Дом для медитаций – ведический храм – тоже есть.
|
– В общине живут представители Эстонии, Урала, Ялты… люди самых разных профессий, – рассказывает Стас, по всему видно, глава общины.
|
В прежней жизни он занимался швейным производством. Эстонец Альберт в свое время был поваром, поехал посмотреть Сибирь, случайно попал в Окунево и остался здесь навсегда. Улыбчивая художница Симон из Екатеринбурга, на вопрос, почему приехала именно сюда, после короткой паузы отвечает: «Потому что так должно быть». Ведоруссы вообще говорят о том, что некоторые вещи нельзя объяснить. А еще говорят, что здесь, в Окуневе, желания сбываются.
|
Сколько водки – столько и НЛО
|
Среди «особенных окуневцев», помимо бабаджистов и ведоруссов, в деревне проживает еще старообрядец. У него необыкновенно красивый дом с изразцами, построенный его собственными руками по старинным технологиям. Но вот общаться старообрядец наотрез отказывается. Нашу группу он встретилдовольно гневно и был страшно раздосадован появлением «гостей». Местные старообрядца не очень жалуют, в отличие от бабаджистов и ведоруссов называют суровым и даже злым.
|
Пребывание в деревне приезжих представителей разных религий не могло не сказаться на коренных окуневцах, которых насчитывается порядка двухсот человек. Ко всем странностям своей малой родины они относятся по-разному.
|
Одни называют паломников «тряхонутыми расширителями сознания» и на вопрос об НЛО отвечают: «Тарелки? Летают, а как же! Как часто? Ну, это зависит от количества выпитого».
|
Другие же, может, и не верят в инопланетные контакты, но в разговоре постоянно прослеживается какое-то уважение и страх к малой родине.
|
Странное чувство. Улетаешь и осознаешь, что хочешь вернуться. В памяти проносятся самобытные окуневские домики, пушистые сугробы, лесные дали, затерянные озера. Может, действительно не зря который век ходят в народе слухи про магический кристалл и целебную воду… Может, когданибудь приоткроет свою тайну это странное место на севере Омской области – место, которое притягивает и сталкивает самых разных людей. Не просто притягивает – оставляет здесь навсегда.
|
Москва–Омск–Москва
|
|
http://www.vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=19262 21.12.2005
|