Книги-предсказатели будущего
|
Из подборки в подборку кочует Нострадамус, он же Мишель де Нотрдам, с 1555 до своей смерти в 1566 издававший принесшие ему славу астрологические альманахи. |
Мишель Нострадамус – папа римский, сбежавшая собака и два поросенка |
Существует легенда о том, как Нострадамус во время торжественного обеда предсказал судьбу двух поросят. Современники Нострадамуса рассказывали, что он помог королевскому слуге найти потерявшуюся собаку. Он напророчил папский престол будущему папе Сиксту V, -- хотя это, скорее апокриф. Куда более достоверна история о том, что Нострадамус предсказал гибель на турнире французского короля Генриха II, после чего пользовался большим почетом при дворе его преемника. |
Астрология в то время считалась серьезной наукой, и ее мэтры не принимали Нострадамуса всерьез, в его построениях они находили много ошибок. Он, скорее, принадлежал к поп-астрологии, и если искать аналогии в нашем времени, то на него похожи экстрасенсы или модные политологи, раскрученные благодаря участию в телешоу. Тем не менее, наследие Нострадамуса оказалось живучим, в его катренах до сих пор ищут будущее. Этому очень способствует то, что точных предсказаний в них мало, а под туманные и зловещие тексты Нострадамуса может подойти что угодно. |
«…Невежды и ростовщики сожгут леса и задымят небо. Отрежут Солнце от всего живого. Погибнет все, но обреченные продолжат до агонии плясать и предаваться пиршествам…» |
Может быть, это сказано об экологическом кризисе. |
А возможно, о чем-то другом. |
Это зависит от впечатлительности и фантазии читателя. |
Пророком Мишель де Нотрдам был не самым лучшим, зато его по праву можно назвать гением самопродвижения. Стилистические находки Нострадамуса производили огромное впечатление на современников и отлично работают до сих пор. |
Писатели-фантасты, лучи смерти, которых нет, и неправильные роботы |
Интернет очень любит представлять в качестве пророков писателей-научных фантастов. В самом деле: Герберт Уэллс в «Войне миров» описал испепеляющие всё лучи смерти, которые никак не могут изобрести – с некоторой натяжкой их можно считать аналогом боевого лазера. |
Айзек Азимов сделал своими героями роботов. В наше время роботы стали повседневной реальностью, но пока они совсем не похожи на человекоподобных героев научной фантастики – произведения Азимова кажутся устаревшими в том числе и из-за этого. |
Писатели-фантасты, представляя будущее, отталкивались от своего настоящего: они могли представить стреляющий огнем бластер, но сеть интернет была вне их представления. Им было трудно вообразить смартфон. Беспилотники Роберт Шекли увидел в образе едва ли не одушевленной и опасной для всех страж-птицы – об этом идет речь в его одноименном рассказе. |
В «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери жгут бумажные книги – они противостоят промывшему мозги обитателям этого мира телевидению. Но представить себе электронные книги, тысячами умещающие на крохотном носителе Брэдбери не сумел. |
Оруэлл как зеркало тоталитаризма |
Так что же, писатели не могут предсказывать будущее? Еще как могут – но только не то, где речь идет о машинах, инструментах и предметах обихода. Здесь совпадения с их книгами случайны и малозначимы. В «1984» Джордж Оруэлл гениально предсказал будущее при тоталитарных режимах. Для этого ему пришлось многое позаимствовать у прошлого, из истории сталинских чисток 30-х годов – но «промывание мозгов», новые сословия, жизнь внутри наглухо закрытого общества, существующего в условиях то ли реальной, то ли вымышленной войны Оруэлл предвидел блестяще. Вскоре после того, как вышла его книга, возник маоистский Китай – общество, очень похожее на то, что было описано в «1984». Такие примеры есть и сейчас. |
Писатели, действительно предсказывающие будущее, видят в нем то, что относится к общечеловеческим вещам, к жизни социума. Бластеры и человекоподобные устройства их при этом не волнуют. |
Иван Блиох, миллионер, предсказавший Первую мировую |
Значит, технические детали находятся вне писательской оптики? Это не так – только здесь надо обращаться не к художественной литературе, а к книгам, написанным экспертами. |
Есть очень интересная книга, известная только историкам. Специалисты считают ее великолепным примером настоящего – и при этом научно обоснованного пророчества. Она вышла в 1898 в 6 томах и называлась «Будущая война и ее экономические последствия», в качестве автора был указан Иван Блиох. Выпускник Берлинского университета и русский миллионер, банкир, занимавшийся, к тому же, железнодорожными концессиями и страховым делом, Блиох был член ученого комитета министерства финансов и деловым партнером министра, он получил дворянский титул. |
Еще он писал о российских финансах (4 тома), о сельскохозяйственном мелиорационном кредите и многом другом. Точнее говоря, не писал, а руководил писавшими – на него работали команды тщательно подобранных, высококлассных специалистов. Над «Будущей войной» трудились офицеры генеральных штабов нескольких стран, в том числе и российского. Очевидно, это были молодые, незашоренные старым опытом специалисты, потому что выводы в шеститомнике делались революционные. |
В нем шла речь о примате обороны перед наступлением, о многолетней войне на истощение, крахе экономик, огромной вероятности революций. Иными словами, Блиох и его команда предсказали не только ход Первой мировой войны, но и ее итоги, разрушение прежней Европы, наступление нового мира. |
Их, разумеется, не услышали. «Будущая война» была встречена с большим скептицизмом. В вышедшей перед самой Первой мировой огромной «Военной энциклопедии» Сытина, которую составляли лучшие военные специалисты, выводы Блиоха критиковались: |
-- …Книга Блиоха встретила много возражений со стороны военных авторитетов, а последовавшие затем войны опровергли многие её выводы. |
Но Блиох и его команда, в результате, оказались правы. Первую мировую не пережили не только Российская, Германская, Австро-Венгерская империя и Оттоманская Порта, но и издательство Сытина. |
Из этого следует, что на написанные экспертами книги стоит обращать внимание. И предсказатели из специалистов выходят много лучшие, чем из тех, кто пишет художественную прозу. |
«Вонгозеро» и пандемия |
Но не стоит сбрасывать со счетов и беллетристов, у них тоже бывают такие удачи. Правда, здесь они связаны с движущимся в общем направлении коллективным трендом. Во второй половине ХХ века писатели очень полюбили жанр антиутопии – здесь есть блестящие литературные удачи, вроде постапокалиптической «Дороги» Кормака Маккарти. |
Цивилизация рухнула, причиной этого стала эпидемия, межпланетная катастрофа, мутанты, новая сельскохозяйственная культура, умеющая мыслить («День триффидов» Джона Уиндема), и человечество выживает, как может… В благополучном мире, установившемся после Второй мировой, сильны ужасные предчувствия – к тому же живущие в сытости и безопасности люди любят, когда им щекочут нервы. |
А катастрофа и в самом деле произошла – появился коронавирус, началась пандемия. |
Незадолго до этого отечественная писательница Яна Вагнер выпустила пользующийся большим успехом роман «Вонгозеро». Перед самой пандемией по нему был снят нашумевший сериал «Эпидемия». Так мы получили сбывшееся предсказание в чистом, ничем незамутненном виде. Вот только разрушения цивилизации в нашем, реальном, не книжном мире, к счастью, не произошло. Нам, как героям «Вонгозера», не нужно бежать на край света, вооружившись, чем Бог послал. Мы сидим в самоизоляции, работаем «на удаленке», и щекочем себе нервы, читая Яну Вагнер. |
А более или менее достоверные картины будущего лучше, все же, искать у тех, кто профессионально изучает предмет. В трудах военных аналитиков, вирусологов, экономистов, социологов. |
И в книгах тех, кто популяризует их идеи, переводит сложные для понимания вещи на понятный для массового читателя язык. |
Об этих книгах мы обязательно напишем. |
Источник |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|