Кто наши предки, и где наши корни
|
|
|
В жизни любого, даже небольшого народа встречаются на его длинном пути развития такие исторические эксцессы, которые наука не может раскрыть в полной мере по настоящее время. Для жителей Европейского Севера России открытой темой остаются предания о чуди, народе чудском.
|
|
Сколько загадочной таинственности звучит в одних только наименованиях чуди: "чудь легендарная", "чудь белоглазая", "чудь Заволоцкая", "черная чудь". Топонимия Европейского Севера изобилует названиями озер, речек, возвышенностей, полей, в которых наличествует имя собственное (Чудское, Чудово, Чудинова, Чухчина). Кто из нас не знает озера русской славы - Чудского. Но озеро с таким названием в нашей стране не единственное. В Архангельской области и в Коми- республике есть несколько небольших озер - Чудопицкое, Чуддинты, с которыми местная молва связывает представление о чудях, некогда здесь живших, либо погибших. Помимо озер немало таких памятных мест, как чудские городки, могилы, печища, копи, рассеянные по всему Европейскому Северу, вплоть до Приуралья.
|
|
Археологи давно сказали свое слово: памятники эти - следы древней культуры - разновременные и разнохарактерные (от неолита до средневековья), а значит, оставлены различными этническими группами. Тем не менее, народная память на Европейском Севере настойчиво приписывает эти культурные остатки исключительно исчезнувшим "чудским людям". Если обозначенные памятники можно исследовать путем археологических раскопок и делать выводы, имеющие под собой материальную основу, то к многочисленным чудским преданиям, легендам, побывальщинам такой метод не применишь. Сложность состоит в том, что они дошли до нас в искаженном, неоднократно переосмысленном многими поколениями виде.
|
|
Как пишет Л.П. Лашук в своей статье "Чудь историческая и чудь легендарная", "у них своеобразная судьба: возникнув на почве реальных фактов и событий в период становления древнерусской государственности и первых походов новгородцев на северо-восток, эти предания обрели затем самостоятельную жизнь и, будучи расцвеченными народной фантазией, дожили в фольклорной форме до наших дней".
|
|
До недавнего времени чудские легенды бытовали и в нашем районе. К примеру, о "чудском кладе", "поле сороковом", "просевшей деревне", "чудском боге" и др. Обилие легенд и преданий, не дающих ответа на ключевые вопросы: об образе жизни, этнических характеристиках чуди и т.п. наряду с другими отрывочными, смутными данными овеяли их некоей загадочной таинственностью, вызывая у одних русских переселенцев суеверный страх перед чудскими захоронениями, у других - почтительное уважение. Отсюда и термин "чудь легендарная".
|
|
Так кто же такая чудь? И была ли она вообще как этнически однородная группа (народ)? Послушаем вначале рассуждения об этом "имени" филологов. Наименование "чудь" живо перекликается со словами "чудо", "чужой", а через реконструируемую лингвистами древнюю форму "кудо" (что является переогласовкой к "чудо") - с понятиями "кудесь" - "колдовство" и "кудесник". Сравните: чудеса-кудеса, чудесник-кудесник. В толковом словаре Даля посвящена целая страница разъяснению значения формы "чудо" и слов, образованных от нее. Приведем некоторые из них: "чудый" - странный, непонятный; "чудак", "чудь"- странный и чужой; "чудачить" - идти против обычаев людей (русских).
|
|
Действительно, "в глазах русских" странный, непонятный человек, не признающий их обычаев, веры был для них чужим - одним словом чудью. Однако, как пишет Л.П. Лашук, исторически происхождение этнонима "чудь" намного сложнее.
|
|
(Продолжение следует.)
|
|
http://www.arhpress.ru/ukray/2005/6/9/7.shtml 09.06.2005
|